Минстроем РФ опубликовано Письмо от 30 ноября 2020 г. № 35072-ОГ/06 «О введении в эксплуатацию нового счетчика горячей воды» (далее – Письмо № 35072-ОГ/06), в котором дан ответ на вопрос о порядке ввода в эксплуатацию индивидуальных (квартирных) приборов учета.
Суть разбираемого вопроса состоит в том, что потребитель самовольно и без согласования с УК заменил счетчик горячей воды (на более совершенную модель). При этом в день монтажа счетчика он представил в УК заявку о вводе нового прибора учета в эксплуатацию и к заявке были приложены необходимые сведения, предусмотренные ч. 4 пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Однако, УК на заявку не отреагировала и в предложенную потребителем дату ввода к нему никто из УК не явился.
В связи с изложенным в адрес Минстроя был направлен вопрос о том, считается ли данный прибор учета введенным в эксплуатацию, и если да, - то с какой даты?
В Письме № 35072-ОГ/06 Минстрой отметил, что в соответствии с абзацем вторым пункта 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Таким образом, Минстроем сделан вывод о том, что прибор может считаться введенным в эксплуатацию только после документального оформления его в качестве прибора учета, осуществленным исполнителем коммунальных услуг в соответствующем многоквартирном доме, которым в рассматриваемом случае являлась УК.
Следовательно, по мнению Минстроя, индивидуальные (квартирные) приборы учета будут являться расчетными и по ним жители могут оплачивать коммунальные услуги только после того, как УК введет его в эксплуатацию в порядке, установленном Правилами № 354. При этом, факт уклонения УК от ввода в эксплуатацию указанных приборов учета правового значения не имеет.
Вместе с тем, в соответствии с Положением о Минстрое, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, рассмотрение конкретных правовых ситуаций, спорных вопросов применения законодательства, возникающих между юридическими и (или) физическими лицами, их юридическая оценка не входят в компетенцию Минстроя России.
Следовательно, вышеуказанное Письмо № 35072-ОГ/06 не является нормативным правовым актом, то есть отражает только мнение Минстроя.