Положениями пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр) жилищной инспекции предоставлены полномочия по проверке решений общего собрания на предмет отсутствия признаков ничтожности.
Данное положение нормативного правового акта стало объектом судебной интерпретации окружного арбитражного кассационного суда и Верховного Суда Российской Федерации (в рамках дела № А56-45663/2022).
По указанному делу управляющая организация обратилась к жилищной инспекции с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий на основании решений общего собрания, ранее направленных на хранение в инспекцию. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора во внесении изменений (в реестр лицензий) отказал. По мнению инспекции, собрание, явившееся основанием для внесения изменений, обладало признаками ничтожности (вследствие отсутствия кворума, необходимого для принятия соответствующих решений).
Не согласившись с решением ГЖИ, управляющая организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Решением суда первой инстанции (оставленным без изменения постановлением апелляции) требования управляющей организации оставлены без удовлетворения. Судами указано на безусловное право жилищных инспекций на проверку признаков ничтожности решений, принятых на общем собрании.
Суд кассационной инстанции с таким подходом не согласился, указав, что недействительность решений общего собрания может быть констатирована исключительно судом общей юрисдикции, при рассмотрении соответствующего искового заявления. ГЖИ с исковым заявлением о признании решений собрания недействительными не обращалась, а правом на самостоятельное установление признаков недействительность ГЖИ не обладает.
Верховный Суд Российской Федерации, оценивая позицию суда кассационной инстанции, указал, что инспекция, оценивая решение собрания на наличие признаков ничтожности, не определяет его юридическую судьбу, а лишь проводит оценку соответствующих документов. Таким образом, административный орган не вмешивается в исключительную компетенцию суда, а действует в пределах, установленных подзаконным нормативным правовым актом.
В результате – кассационное постановление было отменено, а решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Экспертами Ассоциации отмечается, что при рассмотрении дел подобного рода не следует путать понятия «проверять наличие признаков ничтожности у решений, принятых на общем собрании» и «проводить ревизию решений, принятых на общем собрании».
Действительно, по смыслу пункта 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания является ничтожным, вне зависимости от факта признания его таковым судом.
Основания, влекущие ничтожность решения гражданско-правового сообщества установлены положениями статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации. К ним относятся: голосование по вопросу, не включенному в повестку общего собрания; отсутствие кворума; голосование по вопросу, не отнесенному к компетенции собрания; принятие решение по вопросу, противоречащему основам правопорядка и нравственности.
Наличие любого из этих условий дает право органу государственного жилищного надзора установить факт ничтожности решения общего собрания и отказать заинтересованному лицу во внесении изменений в реестр лицензий.
Вместе с тем, жилищные инспекции лишены возможности давать оценку письменным решениям конкретных собственников на предмет их соответствия положениям действующего законодательства. Так, орган государственного жилищного надзора не уполномочен проверять достоверность проставленных в бланках голосования подписей, не вправе оценивать бланк голосования (письменное решение) на наличие или отсутствие в нем обязательных реквизитов, не может самостоятельно исключать отдельные бланки из подсчета кворума и т.д. При наличии обоснованных сомнений в достоверности волеизъявления участников гражданско-правового сообщества, жилищная инспекция обязана обратиться в суд с требованием о признании решений недействительными по основаниям их ничтожности.
Иными словами, жилищные инспекции, реализуя свои полномочия, не должны подменять собой дискрецию судов общей юрисдикции по оценке действительности решений, принятых на общем собрании.
|