Лицензионная комиссия Московской области обратилась в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной обществу лицензии на управление многоквартирными домами в связи с тем, что в Реестре лицензий Московской области сведения об управлении обществом многоквартирными домами в период с 11.01.2018 по 31.08.2018 отсутствовали.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.04.2019 по делу № А41-99891/2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.10.2019, заявление инспекции удовлетворено.
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-26163 решения всех нижестоящих судов было отменено, а в удовлетворении заявления административного органа об аннулировании лицензии отказано, по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Закона о лицензировании лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности). То есть, лицензия — это разрешение государства заниматься определенным видом деятельности и при получении лицензии лицензиату не вменяется обязанность осуществлять лицензируемую деятельность. Иное не установлено ни положениями Закона о лицензировании, ни положениями Жилищного кодекса.
Кроме того, по мнению Верховного Суда РФ, аннулирование лицензии на основании части 2 статьи 199 Жилищного кодекса допустимо, в частности, для случаев, когда из-за противоправного поведения лицензиата исключаются сведения о многоквартирных домах, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, в результате чего в реестре лицензий субъекта Российской Федерации отсутствуют в течение шести месяцев сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния. С учетом того, что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, лишает возможности заниматься определенным видом деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.