22.10.2025 в Госдуме в первом чтении принят законопроект № 1026190-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики)». Проект федерального закона представляет собой масштабный пакет поправок в налоговое законодательство России, направленный на его системное изменение по множеству направлений.
Депутаты Государственной Думы С.А. Пахомов и В.А. Кошелев подготовили поправки, направленные на снижение налоговой нагрузки на управляющие организации и товарищества собственников жилья.
Согласно таблице поправок, предлагается внести изменения в статью 149 Налогового кодекса РФ, которая определяет операции, не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость (НДС). В частности, депутаты предлагают расширить перечень льготируемых услуг, оказываемых управляющими компаниями и ТСЖ в многоквартирных домах.
Сейчас от НДС освобождается реализация работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД только при условии, что такие работы выполняются не собственными силами УК/ТСЖ, а привлечёнными подрядными организациями. Это создаёт искусственные барьеры для развития собственной материально-технической базы управляющих компаний и стимулирует так называемое «дробление бизнеса» — создание аффилированных юрлиц с целью формального соответствия требованиям льготы.
Поправки предлагают освободить от НДС все услуги по содержанию жилья, оказываемые УК и ТСЖ независимо от способа их выполнения — как собственными силами, так и с привлечением подрядчиков. При этом уточняется, что льгота распространяется на стоимость услуг, учитываемую при определении размера платы за содержание жилого помещения.
Основные предлагаемые новации:
1. Освобождение от НДС услуг по содержанию общего имущества в МКД
Самая значимая поправка предполагает уточнение пункта 3 статьи 149 НК РФ. Поправка прямо освобождает от обложения НДС работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (МКД) по стоимости, учитываемой при определении размера платы за содержание жилого помещения.
Обоснование:
-
Действующая норма создает несправедливую ситуацию, когда УК, выполняющие работы своими силами, освобождены от НДС, а те, кто привлекает подрядчиков, вынуждены начислять налог.
-
Это лишает УК стимулов развивать собственную материальную базу и нанимать квалифицированный персонал, поощряя схему «дробления бизнеса».
-
Конечным плательщиком НДС фактически являются собственники помещений, что ведет к росту квартплаты, снижению платежной дисциплины и социальному напряжению.
-
Освобождение от НДС позволит увеличить объемы реальных работ в домах, снижая уровень износа и количество аварий.
2. Уточнение налогообложения доходов ТСЖ
Вторая поправка корректирует статью 251 НК РФ. Она предлагается дополнить положение о том, что в доходах, не учитываемых для целей налога на прибыль, учитываются целевые поступления ТСЖ, направленные на финансирование целевых расходов, осуществляемых в рамках их хозяйственной деятельности.
Обоснование:
-
Деятельность ТСЖ по управлению МКД носит некоммерческий характер, что закреплено в Жилищном и Гражданском кодексах.
-
Доходы от разрешенной хозяйственной деятельности идут на покрытие общих расходов или в специальные фонды, что подтверждает их целевой характер.
-
Поправка устранит правовую неопределенность и закрепит особый статус доходов ТСЖ, используемых для выполнения их уставных задач.
3. Корректировка УСН для УК и ТСЖ
Еще два блока поправок направлены на совершенствование упрощенной системы налогообложения (УСН):
-
При расчете лимита доходов для применения УСН предлагается не учитывать средства, полученные УК и ТСЖ от собственников в качестве оплаты за услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и лифтов. Эти средства затем перечисляются специализированным организациям.
-
Аналогично, при расчете налоговой базы на УСН «доходы минус расходы» предлагается разрешить учитывать в расходах суммы, перечисленные тем же специализированным организациям, даже если соответствующие доходы не включались в налогооблагаемую базу.
Обоснование:
-
УК и ТСЖ в данных отношениях выступают не как самостоятельные исполнители, а как посредники (агенты), действующие в интересах собственников и в силу требований закона.
-
Данный подход уже применяется в НК РФ в отношении коммунальных платежей, и его логично распространить на смежные обязательные услуги, обеспечивающие безопасность проживания.
Предложенный пакет поправок носит комплексный характер и направлен на создание более справедливых и прозрачных условий налогообложения для субъектов рынка управления МКД. Их принятие позволит снизить финансовую и административную нагрузку на УК и ТСЖ, стимулировать развитие собственных ресурсов управляющих организаций и в конечном счете способствовать улучшению содержания жилищного фонда.