1 марта 2024 года в рамках деловой программы форума «Строим будущее России вместе» при участии Минстроя России и представителей профессионального сообщества состоялись стратегическая сессия на тему «Трансформация регулирования рынка управления многоквартирными домами» и форсайт-сессия на тему «Управление общим имуществом МКД: проблемы и решения».
По итогам указанных мероприятий, прошедших в рамках Российской строительной недели, Ассоциацией «Новое качество» в адрес Минстроя России направлены резолюция стратегической сессии и перечень предложений по совершенствованию законодательства в сфере управления МКД.
Обращение ведомством рассмотрено. Ассоциацией получен ответ, оформленный письмом от 21.05.2024 № 28335-АФ/04.
В частности, ведомство сообщило следующее.
По вопросу внести изменения в ЖК РФ в части осуществления замены, установки и ремонта ВКГО той же специализированной организацией, которая осуществляет ТО и ремонт ВДГО и ТО ВКГО указано, что действующим законодательством установлено, что замену, установку и ремонт ВКГО осуществляет та же специализированная организация, которая осуществляет ТО и ремонт ВДГО и ВКГО в конкретном МКД. В качестве правового обоснования приведены положения ч. 4, 6, 11 ст. 157.3 ЖК РФ, абз. 5 п. 10 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410.
По вопросу внесения изменений в ЖК РФ в части выделения платы за ТО и ремонт ВДГО и ВКГО отдельной строкой в платежном документе указано, что включение в платежный документ дополнительных работ и (или) услуг в отношении общего имущества МКД допустимо исключительно на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, при этом в силу ч. 3 ст. 46 ЖК РФ такие решения, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником лицом, по инициативе которого было созвано такое собрание. Следовательно, все собственники помещений МКД (как участвующие, так и не участвующие в общем собрании) информируются о результатах общего собрания собственников помещений в МКД. Включение в платежный документ работ и (или) услуг в отношении индивидуального имущества собственника помещения в МКД может быть осуществлено исключительно при наличии у указанного собственника соответствующего договора на указанные работы и (или) услуги. В качестве правового обоснования приведены положения ч. 5 ст. 46, п. 8 ч. 2. ст. 145, ст. 154, ч. 1, 2, 3 ст. 162, ч. 1 ст. 164 ЖК РФ.
По вопросу конкретизации определения «специализированная организация» уточнено, что в соответствии с пунктом 3 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новака от 22 сентября 2023 г. № 35пр-П51-АН по вопросу безопасности эксплуатации ВДГО и ВКГО Минстрой России совместно с Минэнерго России, Правительством Московской области и другими представителями экспертного сообщества отрасли газоснабжения подготовили проект Федерального закона и проект постановления Правительства Российской Федерации (далее – Проекты нормативных правовых актов), предусматривающие в том числе изменение понятия специализированной организации. Проекты нормативных правовых актов направлены в адрес Правительства Российской Федерации письмом от 29 февраля 2024 г. № 11468-ИФ/04. Таким образом, Минстрой России прорабатывает возможность корректировки определения специализированной организации.
По вопросу доработки нормативных правовых актов в части корректировки стоимости установки, замены и ремонта ВКГО отмечено, что действующим законодательством не предусмотрено двойного регулирования расчета стоимости работ по установке, замене и ремонту ВКГО. Введение единой методики расчета стоимости работ по установке, замене и ремонту ВКГО не представляется возможным.
По вопросу реформирования системы контроля и надзора в сфере управления МКД отмечено, что в настоящее время особое внимание органов ГЖН обращается на стимулирование добросовестности контролируемых лиц и профилактику рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. В частности, акцентировано внимание на то, что при осуществлении государственного контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда, является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В части увеличения штатной численности сотрудников органов ГЖН уточнено, что Правительство Российской Федерации утвердило требование к организации и осуществлению регионального государственного жилищного надзора (постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1670). При этом Минстроем России поддерживается предложение в части увеличения штатной численности органов государственного жилищного надзора, так как в субъектах Российской Федерации отмечается дефицит кадров, в том числе вызванный низкой заработной платой, а также высоким объемом обязанностей, связанных с недостаточной численностью персонала органов государственного жилищного надзора, финансирование которых осуществляется за счет бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.
В части предоставления собственникам помещений в МКД и ОГЖН доступа к информации о расходовании денежных средств в соответствии с утвержденным целевым назначением в рамках размера платы за жилое помещение ведомство обратило внимание, что найти отчет управляющей компании о расходах можно на сайте ГИС ЖКХ в реестре объектов жилищного фонда. Информация находится в открытом доступе, ознакомиться с отчетом может любой гражданин. Все управляющие компании обязаны формировать ежегодно документ и направлять его для публикации до 1 апреля. Отчет включает в себя информацию о доходах и расходах управляющей компании за год
По перечню предложений по итогам форсайт-сессии на тему «Управление общим имуществом МКД: проблемы и решения» отмечено:
– обращение с заявлением о продлении срока действия лицензии является прежде всего правом лицензиата, а несоблюдение срока подачи такого заявления уже порождает юридические последствия для него в виде получения отказа в продлении срока действия лицензии. Установление административной ответственности за нарушение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии также вызовет дополнительную финансовую нагрузку на лицензиатов. С учетом изложенного, данное предложение не может быть поддержано.
С полным текстом Резолюции стратегической сессии на тему «Трансформация регулирования рынка управления многоквартирными домами» и Ответом на нее можно ознакомиться в приложении к данной новости.