15 октября 2025 г. В Государственной Думе РФ под председательством Владимира Алексеевича Кошелева, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, состоялось очередное заседание Экспертного совета по жилищно-коммунальному хозяйству. Ключевой темой мероприятия стал мониторинг хода реализации «Плана рекомендаций», разработанного рабочей группой Госдумы под руководством А.В. Гордеева для системного решения проблем в сфере ЖКХ.
В заседании приняли участие депутаты, члены Экспертного совета, представители профильных министерств и ведомств (Минстрой, Минэкономразвития, Минэнерго России), а также ППК «Фонд развития территорий» и профессиональных объединений.
Петр Евгеньевич Мурмуридис, генеральный директор ООО УК «Рублево-Архангельское Сервис» выступил с развернутым докладом по выполнению пунктов, касающихся тематики управления жилищным фондом и совершенствования системы управления МКД:
-
Система технического учета жилфонда (п. 22, 23): Принят Федеральный закон от 24.06.2025 № 180-ФЗ, который закрепляет создание системы технического учета жилищного фонда на платформе ГИС ЖКХ. Вводятся «цифровые паспорта» домов, то позволяет индивидуализировать объекты и отслеживать их историю.
-
Лицензирование УО (п. 30): Завершена работа по совершенствованию системы допуска УО на рынок. Разработан соответствующий законопроект, ужесточающий лицензионные требования.
-
Стандартизация управления МКД и ценообразования (п. 28) — в работе. Работа ведется в рамках Концепции совершенствования системы управления многоквартирными домами, которую курирует ППК «Фонд развития территорий». Подготовлены проекты федеральных законов и постановлений Правительства, которые позволят утвердить стандарты управления и типовые условия договоров.
-
Медиация в ЖКХ (п. 29) — завершающая стадия. Подготовлен соответствующий законопроект, разработанный при участии экспертов, включая Сусанну Арсеновну Киракосян. Документ готов для широкого обсуждения с профессиональным сообществом.
Исполнительная надпись нотариуса (п. 31) — в работе.
Законопроект о взыскании долгов через нотариуса принят в первом чтении; готовятся поправки ко второму. -
Кадровое обеспечение (п. 32) — в работе. Разрабатывается программа подготовки кадров и план мероприятий по обеспечению сферы ЖКХ квалифицированными специалистами до 2030 года. Подготовлена Концепция подготовки кадров для строительства и ЖКХ до 2035 года. Ключевые меры: Подготовка и внедрение системы независимой оценки квалификации (НОК) на обязательной основе для ключевых специалистов отрасли. Актуализация Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) в части среднего профессионального и специального образования для нужд ЖКХ.
Петр Евгеньевич подчеркнул, что проделана значительная работа, и большая часть поручений в рамках его блока находится в активной стадии реализации или уже выполнена. Это создает правовую основу для повышения профессиональных стандартов в управлении жилищным фондом.
Малахов Олег Владимирович, Директор по работе с органами государственной власти ГК «Комфорт» добавил, что, несмотря на выбранный властями курс на ужесточение лицензирования, профессиональное сообщество продолжает инициировать развитие инструментов добровольного саморегулирования с перспективой перехода к обязательному. Он призвал Минстрой России вернуться к активной работе в этом направлении.
Заместитель директора Департамента развития ЖКХ Министерства строительства и жилищно-коммунальному хозяйства, Нифонтов Дмитрий Юрьевич, подтвердил, что работа ведется. По пункту 30 разрабатывается проект постановления, который ужесточит лицензионные требования к УО, в том числе к наличию помещений, аварийно-диспетчерской службы и технических специалистов.
Генцлер Ирина Валентиновна, Директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» представила детальный законопроект, разработанный рабочей группой при Комитете Госдумы и направленный на выполнение пунктов 27 и 28 Плана. Законопроект призван кардинально упростить процедуру проведения ОСС и снизить риски фальсификаций:
Основные положения законопроекта:
1. Разграничение компетенции ОСС:
-
Вводится деление вопросов на исключительную компетенцию (12 ключевых вопросов, требующих решения 2/3 голосов от общего числа собственников) и обычную компетенцию.
-
К исключительной отнесены: реконструкция дома, увеличение взносов на капремонт, вопросы КРТ (снос, лишение права собственности).
-
Остальные вопросы могут решаться простым большинством или делегироваться совету дома, ТСЖ или ЖСК.
2. Гибкие правила кворума:
-
При отсутствии кворума (50%+) на первом собрании возможно проведение повторного собрания:
-
По важным вопросам — кворум 50%;
-
По остальным — кворум 25%, решение принимается 3/4 голосов присутствующих.
3. Новые формы голосования:
-
Вводится «ускоренное» заочное голосование (опрос) по внеплановым текущим ремонтам: решение считается принятым, если менее 50% собственников выступили против.
-
Разрешено проведение собраний по подъездам или отдельным помещениям, если вопросы не затрагивают интересы других собственников.
4. Обязанности по созыву собраний:
-
Управляющие организации и ТСЖ обязаны ежегодно созывать годовое собрание для утверждения планов, отчетов и размера платы.
-
За пределами этого — обязанности по организации внеочередных собраний возлагаются на инициатора, а не на УО.
5. Прозрачность и достоверность голосования:
-
В сообщении о собрании должна быть конкретная формулировка каждого вопроса для голосования.
-
Собственники обязаны предоставлять актуальные контактные данные для ведения реестра; при отказе — возможны административные меры.
-
Голосование допускается любым удобным способом (бумажный бюллетень, ГИС ЖКХ, email, мессенджеры и др.), при условии верификации через реестр собственников.
6. Цифровизация и защита от фальсификаций:
-
Все бюллетени должны загружаться в ГИС ЖКХ как единственный подлинный источник.
-
Вводится публикация итогов голосования до оформления протокола — в неперсонифицированной форме для проверки собственниками.
-
Предусмотрено участие МФЦ в процессе голосования для маломобильных и цифрово-неграмотных граждан.
Межецкая Вероника Анатольевна, Заместитель генерального директора Научно-исследовательского Центра муниципальной экономики, главный редактор журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» акцентировала внимание на критической важности пункта 32 (подготовка кадров для ЖКХ). Она отметила, что для реального решения кадровой проблемы необходимо устранить системные причины:
- Ценообразование как УО, так и ресурсоснабжающих организаций (РСО) зачастую не учитывает экономически обоснованные расходы на персонал.
- Для исправления ситуации требуется не только программа подготовки кадров в рамках нацпроекта «Кадры», но и внесение изменений в жилищное законодательство, обязывающих учитывать расходы на оплату труда.
Нифонтов Дмитрий Юрьевич в ответ отметил, что вопрос обеспечения конкурентоспособной зарплаты в ЖКХ крайне важен. Однако механизм прямого закрепления в ст. 156 ЖК РФ норм об учете расходов на персонал признан труднореализуемым. Вместо этого Минстрой России намерен учесть положения отраслевого тарифного соглашения в рамках разрабатываемых стандартов управления МКД и нормативов ценообразования.
Подводя итоги заседания, Владимир Алексеевич Кошелев поблагодарил всех участников за проделанную работу и конструктивный диалог. Он предложил до 20 октября завершить внутреннюю доработку аналитической таблицы и рекомендаций Экспертного совета с учетом прозвучавших предложений.
Он также анонсировал, что следующее заседание в ноябре будет посвящено деятельности ресурсоснабжающих организаций, а в декабре – подведению итогов года. Участникам было предложено направлять предложения по плану работы Экспертного совета на 2026 год.
Итоговые рекомендации по рассмотренным пунктам «Плана Гордеева» будут направлены в Комитет Госдумы по строительству и ЖКХ, Минстрой России, Минэкономразвития России, Минэнерго России и ППК «Фонд развития территорий» для использования в дальнейшей нормотворческой работе.