24 января в Минстрое России состоялось совещание под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Алексея Ересько, при участии депутатов Госдумы, представителей ведомства, экспертного и профессионального сообщества.
На совещании Ассоциацию «Новое качество» представил вице-президент Олег Малахов.
На совещании обсуждали:
– положения проекта федерального закона № 321577-8;
– вопросы проведения комплексной синхронизации размеров и сроков возникновения обязанности потребителей, исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций оплаты неустойки (пени) за неисполнение обязанности по своевременной оплате коммунальных услуг или коммунальных ресурсов.
Напомним, что в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект № 321577-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части корректного начисления пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате коммунальных ресурсов).
В пояснительной записке к законопроекту указано, что действующими нормативными документами для управляющей организаций применяется более жесткая мера ответственности несмотря на то, что управляющая организация также, как и ТСЖ, жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы выступает исполнителем коммунальных услуг и приобретает ресурсы для предоставления населению, как для личного пользования, так же и для содержания общего имущества собственников многоквартирного дома.
Так, согласно Жилищному кодексу для граждан – потребителей установлен льготный 3-месячный порядок оплаты пени: в первые 30 дней пени не начисляются, с 31-го по 90-й день начисляются по ставке 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка, а с 91-го дня — 1/130 от этой же ставки.
Для управляющих организаций условия иные. В соответствии с положениями законов «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении», «Об электроэнергетике» и «О газоснабжении», пени начисляются с первого дня просрочки по ставке 1/300, с 61-го по 90-й день — 1/170, и с 91-го дня — 1/130 от ставки рефинансирования Центробанка.
Таким образом, возникает ситуация, при которой лицо, осуществляющее управление МКД, вынуждено оплачивать штрафные санкции за первый месяц задолженности собственника помещения из собственных средств. Данный вид расхода не входит в состав платы за содержание общего имущества МКД и не может быть предусмотрен сметой расходов организации.
Законопроектом предлагается внесение изменений в порядок расчета пени для всех участников жилищных правоотношений посредством установления единого порядка расчета. Иными словами, законопроект предлагает унифицировать порядок начисления пени для всех участников жилищных правоотношений.
Однако Правительство России дало отрицательный отзыв на этот проект закона. Оно считает, что снижение ответственности за просрочку платежей может привести к увеличению задолженности и, как следствие, к перебоям в предоставлении качественных коммунальных услуг. Это также может сократить бюджет ресурсоснабжающих организаций, что негативно скажется на инвестиционных программах, обращая внимание на такие положения законопроекта, как:
– о снижении меры ответственности управляющих организаций, теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, приобретающих коммунальные ресурсы для предоставления населению за несвоевременную оплату коммунальных ресурсов, установив размер пени, аналогичный размеру пени, предусмотренному для граждан;
– об увеличении срока, в течение которого в случае неполного и (или) несвоевременного внесения управляющими организациями платы за коммунальные ресурсы не начисляются пени организациям, осуществляющим горячее и холодное водоснабжение, приобретающим горячую, питьевую и техническую воду по договорам холодного водоснабжения и водоотведения;
– об установлении льготного порядка определения размера и срока уплаты пени не только для управляющих организаций, но и теплоснабжающих организаций, приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, в адрес теплоснабжающей организации (единой теплоснабжающей организации), организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, в адрес сетевой организации, теплоснабжающих организаций (единых теплоснабжающих организаций) в адрес поставщика газа.
Вместе с тем, как отмечено на совещании 24.01.2025, вопрос об изменении порядка расчета пени для всех участников жилищных правоотношений является актуальным и требует соответствующего решения.
Ассоциация «Новое качество» поддержала законопроект № 321577-8 в полном объеме, оценив его как социально необходимый и направленный на установление равенства участников правоотношений по поставке коммунальных ресурсов (и предоставлению коммунальных услуг) и финансовое оздоровление рынка по управлению многоквартирными домами. Ассоциация полагает, что закрепленный положениями жилищного законодательства принцип соразмерности финансовых обязательств участников жилищных правоотношений должен распространяться на все правоотношения, возникающие в указанной сфере, вне зависимости от состава их участников. Штрафные санкции, уплачиваемые исполнителем коммунальных услуг в адрес ресурсоснабжающих организаций, должны коррелировать с размером штрафных санкций, предъявляемых к потребителю в случаях неполного и (или) несвоевременного исполнения обязательств по оплате коммунальных услуг.
По результатам обсуждения участниками совещания приняты решения о необходимости проработки следующих вопросов:
1. приведения размеров и сроков возникновения обязанности оплаты неустойки (пени) для потребителей, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов в соответствие с размерами и сроками возникновения обязанности оплаты неустойки (пени) для управляющих организаций, установив право исполнителя услуги предъявить к оплате потребителю неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательства по оплате услуги со дня, следующего за днем наступления срока исполнения обязательства по внесению оплаты.
2. внесения в действующие положения жилищного и отраслевого законодательства Российской Федерации изменений в целях пресечения использования льготной ставки неустойки (пени), установленной для граждан – собственников жилых помещений, при несвоевременной оплате жилищно-коммунальные услуг собственниками нежилых помещений в многоквартирных домах, использующих указанные помещения для коммерческих целей.