В соответствии требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит обязательному лицензированию, порядок которого содержится в Жилищном кодексе РФ.
Кодекс предусматривает возможность аннулирования лицензии судом по соответствующему заявлению органа государственного жилищного надзора.
В основе такого заявления лежит решение лицензионной комиссии, которая по результатам проверки установила, что в течение 6 месяцев в региональном реестре лицензий отсутствуют МКД, которыми управляет лицензиат.
Другими словами, лицензии УК может лишиться просто за полугдовое бездействие.
К юристам Ассоциации обратилась управляющая компания одного из регионов страны с просьбой помочь в решении проблемы попадания в реестр руководства УК, лицензия которой аннулирована.
Данная организация лицензию получила, однако фактическую деятельность по управлению многоквартирными домами в данном регионе РФ не совершала и поэтому никаких сведений в реестр лицензий субъекта и органы жилинспекции не подавала.
Решением арбитражного суда по формальным основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 199 ЖК РФ, лицензия УК на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами была аннулирована.
В связи с вступлением в силу решения суда сведения о дисквалификации генерального директора УК были включены в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций.
Юристы Ассоциации выработали позицию, согласно которой аннулирование лицензии и одновременное включение руководителя лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц рассматривается как мера юридической ответственности лицензиата и его должностного лица за совершенные правонарушения, повлекшие нарушения прав и законных интересов граждан либо иные нарушения, и направлено на исключение допуска таких лиц к деятельности по управлению многоквартирными домами.
Вместе с тем, факт отсутствия в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах сам по себе не свидетельствует о совершении лицензиатом или должностным лицом виновных противоправных действий, повлекших нарушение прав и законных интересов граждан либо иные нарушения в сфере предпринимательской деятельности, и является формальным основанием для аннулирования лицензии.
В связи с этим основания для одновременного включения лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа лицензиата, в реестр дисквалифицированных лиц в данном случае отсутствовали.
Благодаря слаженной работе сотрудников Ассоциации запись о дисквалификации директора УК была аннулирована.
Надеемся, что эта победа станет началом к пути решения проблемы аннулирования лицензий УК по формальным признакам.
Полагаем, что основанием для аннулирования лицензии может служить только то обстоятельство, что многоквартирный дом был принят в управление лицензиата, однако сведения о таком доме не включены в реестр лицензий, то есть не выполнена публично-правовая обязанность лицензиата.
Такая позиция, на наш взгляд, больше соотносится с правовой природой аннулирования лицензии как административно-правовой санкции, применение которой возможно лишь при виновном поведении правонарушителя. Как таковое отсутствие в управлении лицензиата многоквартирных домов не влечет обязанности по внесению каких-либо изменений в реестр лицензий и не может быть поставлено в вину управляющей организации.
Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Однако пока мы имеем на практике факты аннулирования лицензий УК по формальным основаниям, рекомендуем своевременно информировать государственную жилищную инспекцию об отсутствии деятельности по управлению многоквартирными домами более 6 месяцев, если имеется лицензия на такую деятельность в данном регионе.
Это позволит избежать проблем и сэкономить время и деньги на судебные разбирательства