19.06.2024 состоялось заседание Экспертного совета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству при Комитете Государственной Думы по строительству и ЖКХ.
В заседании от имени Ассоциации «Новое качество» принял участие вице-президент Олег Малахов.
В частности, заседание Экспертного совета было посвящено рассмотрению:
1) вопроса о необходимости законодательного закрепления предельного размера максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи – 10 % от размера такого дохода (пункт 2.2 Перечня предложений по реализации инициатив представителей фракций в Государственной Думе, прозвучавших 03.04.2024 в ходе обсуждения отчета Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2023 год в соответствии решением Совета Государственной Думы от 20.05.2024 протокол № 167, п. 117);
2) законопроектов:
– № 634320-8 «О внесении изменений в статьи 156 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации»;
– № 625427-8 «О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации» (по вопросу установления размера максимальной доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи);
– № 575490-8 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части снижения задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами);
– № 321577-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части корректного начисления пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате коммунальных ресурсов).
Автором федеральных законопроектов № 634320-8, № 575490-8, № 321577-8 выступил Сергей Пахомов, председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ.
По рассматриваемым законопроектам Ассоциация «Новое качество» представила свои позиции.
По первому вопросу повестки Олег Малахов заявил, что в настоящее время невозможно привязать плату за жилищно-коммунальные услуги к доходам семейного бюджета, так как это переменная величина. В данном вопросе стоит говорить о необходимости совершенствования и упрощения процедуры субсидирования малоимущих и нуждающихся семей, но не об установлении правил, которые потенциально будут препятствовать бизнесу и развитию рыночной экономики. Таким образом, установление предельного размера максимально допустимой доли расходов граждан на оплату возможно только при расширении механизмов субсидий и компенсаций, т. е. при дополнительных расходах бюджетов всех уровней.
Проект федерального закона № 634320-8 «О внесении изменений в статьи 156 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации», подготовленный при участии экспертов Ассоциации «Новое качество», поддерживается.
Поименованным законопроектом предлагается привести к единообразию положения статьи 162 ЖК РФ и увеличить срок действия договора управления многоквартирным домом, заключаемого застройщиком с «первой» управляющей организацией с трех месяцев до одного года. Кроме того, предлагается определять размер платы за содержание жилого помещения в МКД-новостройке, не только с учетом предложений управляющей организации, но и на основании технической документации на МКД, в состав которой входит Инструкция по эксплуатации такого МКД.
По мнению Ассоциации «Новое качество» указанные изменения позволят обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан с даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию и до даты его фактического заселения. Законопроект способствует повышению инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ.
Относительно проекта федерального закона № 625427-8 «О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации» в части вопроса установления размера максимальной доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, Ассоциацией отмечено следующее.
Законопроектом предлагается установить в ЖК РФ порог для субсидирования платы за жилищно-коммунальные услуги для семей с низкими доходами в 15 % от совокупного дохода семьи.
Поскольку дополнительное государственное субсидирование способно оказать благоприятное влияние на сокращение темпов роста просроченной задолженности граждан по ЖКУ, Ассоциация полагает возможным поддержать данные изменения.
Проект федерального закона № 575490-8 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации» в части снижения задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами Ассоциация поддерживает.
Примечательно, что в настоящее время механизм списания долгов граждан-банкротов имеется только у РСО. Вместе с тем, если между последними и гражданами-банкротами не заключен «прямой» договор и РСО получает оплату услуг через управляющие компании, то и долг перед РСО возникает у управляющих компаний, которые в свою очередь, находясь в невыгодном положении, вынуждены уплачивать долги РСО за недобросовестных собственников и самостоятельно разбираться с должником. В связи с чем внедрение соответствующего механизма списания долгов для управляющий организаций полностью оправдано.
Проект федерального закона № 321577-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части корректного начисления пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате коммунальных ресурсов поддерживается.
Согласно действующему жилищному законодательству гражданам начисляются пени с 31-го дня просрочки, в то время как к управляющим компаниям применяются санкции с первого дня неуплаты платежа. Это приводит к неравным условиям, так как управляющие организации могут начислять пени неплательщикам только через месяц, в то время как сами они подвергаются большим пеням даже за один день просрочки.
Законопроект предлагает установить и для потребителей, и для управляющих организаций единый порядок начисления пени при задолженности по оплате ЖКУ, что позволит защитить организации, осуществляющие деятельность по управлению МКД, от избыточной финансовой нагрузки, устранит «кассовый разрыв». В итоге это должно сократить количество судебных тяжб с ресурсоснабжающими организациями и снизить объем задолженности перед ними.
Экспертным советом были также рассмотрены иные вопросы.
По итогам всех выступлений Экспертный совет направит в Комитет Государственной Думы по строительству и ЖКХ предложения по доработке законопроектов после их приятия в первом чтении.