23.05.2024 состоялось заседание Экспертного совета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству при Комитете Государственной Думы по строительству и ЖКХ.
В заседании от имени Ассоциации принял участие вице-президент Олег Малахов.
В частности, заседание Экспертного совета было посвящено рассмотрению:
– предложений по решению ключевых вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
– законопроекта № 552424-8 «О внесении изменений в статью 157-3 ЖК РФ и статью 211 ГПК РФ» (в целях повышения уровня безопасности эксплуатации внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования);
– законопроекта № 487723-8 «О внесении изменений в статьи 194 и 202 ЖК РФ» (сокращение срока принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
В рамках исполнения Решений, принятых по итогам заседаний Рабочей группы по совершенствованию законодательного регулирования, направленного на развитие коммунальной инфраструктуры и повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства, состоявшихся в феврале и марте 2024 года, по поручению Алексея Гордеева, заместителя Председателя Государственной Думы, Экспертным советом проведена работа по рассмотрению предложений экспертов по решению проблем в сфере ЖКХ, которые коснулись и деятельности по управлению МКД. Обсуждалась необходимость обеспечения стабильности управления МКД, предотвращение регулярного массового банкротства управляющих организаций, совершенствования нормативно-правовой базы, применения стимулирующего регулирования деятельности, решения вопросов ответственности собственников помещений в МКД за безопасное состояние (надлежащее содержание) принадлежащего им общее имущество в МКД и многое другое.
Олег Малахов отметил, что возглавляемой им секцией Экспертного совета «Жилищное хозяйство» к обсуждению были предложены пять ключевых блоков проблем, существующих в сфере управления МКД. Экспертами секции предоставлены решения к каждой проблеме, а также указаны нормативные акты, с которыми придется работать для их реализации.
В своем докладе Олег Малахов затронул проблемы относительно:
– несоответствия размеров платежей за пользование жилыми помещениями фактическим затратам на их содержание. В данном блоке, помимо прочего, отмечена необходимость создания условий для прозрачного тарифообразования в сфере управления МКД, целесообразности введения ограничений на одностороннее изменение собственниками условий договора управления без их предварительного согласования с УО, совершенствования механизма госучастия в финансировании региональных программ капитального ремонта, введения особых условий для привлечения инвестиций в МКД, установления правового регулирования управления общим имуществом комплексов МКД, жилых домов и иных объектов капитального строительства, входящих в состав таких комплексов, а также по управлению многоквартирными домами - бывшими общежитиями;
– отсутствия должного контроля со стороны органов государственного жилищного надзора. Для решения проблем в данной сфере исследована потребность совершенствования деятельности органов ГЖН, в частности, уделено внимание вопросам их ответственности за действия/бездействия, внедрения обязательного претензионного порядка рассмотрения жалоб потребителей, споров УО – РСО – РО, увеличения штатной численности сотрудников ОГЖН, разработки нового порядка ведения реестра МКД;
– дисбаланса взаимоотношений между заказчиками, подрядчиками и потребителями. Предложения по решению проблем такого взаимодействия коснулись неравенства финансовой ответственности потребителей коммунальных ресурсов и управляющих организаций, неравенства прав при переходе на «прямые» договорные отношения, необоснованной внедоговорной ответственности УО за содержание общего имущества в МКД и отсутствия доступа управляющей организации к персональным данным собственников помещений;
– отсутствия полноценного государственного учета технического состояния МКД. Для решения проблем в данном блоке проанализированы вопросы целесообразности разработки единого комплексного правового регулирования организации системы технического учета и формирования единой федеральной информационной базы по техучёту жилфонда на платформе ГИС ЖКХ, внедрения в ГИС ЖКХ механизма хранения сведений об истории дома, изменении его технических характеристик, проведенных работ по текущему и капитальному ремонту дома, видах таких работ и сроках проведения, а также о лицах, осуществляющих такое управление, поставщиках работ и услуг. Рассмотрены предложения о запрете ввода МКД без инструкции по эксплуатации МКД, установлении единой формы такой инструкции для застройщиков и проектировщиков, разработки механизма восстановления инструкций в «старых» МКД и механизма наполнения ГИС ЖКХ такими инструкциями, другое;
– совершенствования системы допуска на рынок управления МКД. Предложения по данной проблеме коснулись действующей системы выбора управляющей организации на основе конкурсной процедуры, государственной системы подготовки профессиональных кадров для отрасли ЖКХ, системы лицензирования деятельности УО, которая должна учитывать многие качественные критерии соответствия УО и позволять оценить профессиональный уровень УО и ее специалистов, управления МКД непрофессиональными участниками.
Перечень ключевых проблем и решений был принят экспертами за основу. Доработка документа продлится до 31 мая, после чего будет передан в Комитет Государственной Думы по строительству и ЖКХ, а также в Минстрой России.
По рассматриваемым законопроектам Ассоциация «Новое качество» представила свои позиции:
– законопроект № 552424-8 направленный на повышение уровня безопасности эксплуатации ВДГО и ВКГО концептуально поддерживает. При этом стоит отметить, что нормы Федерального закона от 06.04.2024 № 77-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ», предусматривающие ответственность всех участников данных правоотношений: управляющих организаций, специализированных ГРО и собственников, не могут заработать в полную силу в отношении последних без установления в ЖК РФ их обязанности по допуску сотрудников в жилое помещение. В настоящее время это обстоятельство порождает правоприменительную практику привлечения к ответственности управляющих организаций. Однако ответственность за допуск в квартиру должна оставаться за собственником, а не за УК.
Кроме того, положения законопроекта о праве проникнуть в жилое помещение без согласия собственника или нанимателя этого помещения соотносятся с положениями ч. 3 ст. 3 ЖК РФ, т.к. содержание ВДГО и ВКГО в нормативном состоянии – это обеспечение личной безопасности граждан или общественной безопасности при аварийных ситуациях.
– законопроект № 487723-8 о сокращении срока выдачи лицензии на управление МКД и перевод аттестации должностных лиц УО в электронный формат рассмотрен с двух сторон. По первой, идея о сокращении срока выдачи лицензии на управление МКД поддерживается, но с оговоркой о необходимости его установления равным 10 дням, поскольку предлагаемые 5 дней требуются только на межведомственный документооборот. По второй, предложение о переходе на электронный формат поддерживается, поскольку направлено на упрощение данной процедуры.
Заключения Экспертного совета будут доработаны по итогам всех выступлений в ближайшее время и направлены в Комитет Государственной Думы по строительству и ЖКХ.