• Главная
  • Об Ассоциации
  • Мероприятия
  • Документы
  • База знаний
  • +7 (499) 700-98-19
  • info@neo-q.ru
  • г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 74б, этаж 15, пом. 153
Спрятать меню Показать меню

Ассоциация «Новое качество» запросила разъяснения у Правительства Москвы

28.04.2025

  • ЕИРЦ

В связи с установлением на территории города Москвы правила, что начисление платы за ЖКУ управляющими организациями в Москве, обеспечивается посредством Автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ», Ассоциация «Новое качество» обратилась за получением разъяснений в Правительство города Москвы ,Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и Государственное казенное учреждение города Москвы «Городской центр жилищных субсидий», в том числе на предмет несоответствии нормативного правового акта города Москвы положениям жилищного и антимонопольного законодательства .

Постановлением Правительства города Москвы от 05 марта 2025 года №414-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года №299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации».

Указанным правовым актом лицам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, предписано производить начисления платы за жилищно-коммунальные услуги (и иные услуги) посредством использования Автоматизированной системы «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ» (пункт 1.1). Для исполнения указанной обязанности управляющие организации (в срок до 01 января 2026 года) обязаны заключить с Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» договор на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги и иные услуги (пункт 1.2).

При этом Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» принято в целях:

– упорядочения деятельности государственных учреждений города Москвы в сфере ЖКХ города Москвы;

– предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению МКД.

Постановлением Правительства города Москвы от 06.12.2024 №2797-ПП утверждены цены, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, в том числе цены за содержание жилых помещений для собственников, которые на общем собрании не приняли решения об утверждении размера платы за содержание жилого помещения (Приложение №5).

Указанные цены не учитывают расходы управляющих организаций на содержание земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункты 5.1, 6 к Приложению №7 Постановления №2797-ПП).

В связи с этим Правительством города Москвы в Постановлении №299-ПП утвержден порядок субсидирования недополученных управляющими организациями доходов, в том числе связанных с содержанием и обслуживанием придомового земельного участка. Так, в соответствии с пунктом 1.1 Методики расчета размера субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме размер субсидии определяется как разница между планово-нормативным расходом и суммой доходов от начислений платежей за содержание жилого помещения, производимых в порядке и по ценам, установленным Правительством Москвы. Согласно пункту 6 примечания к Приложению №7 Постановления №2797-ПП в случае, если в состав общего имущества в многоквартирном доме включен земельный участок, соответствующая ставка планово-нормативного расхода увеличивается на 8,87 рубля в месяц при соотношении площади земельного участка и общей площади жилых помещений конкретного дома 0,989. При ином соотношении площадей к установленному размеру увеличения ставки планово-нормативного расхода в размере 8,87 рубля применяется поправочный коэффициент, который рассчитывается путем деления коэффициента, отражающего указанное соотношение площади земельного участка и общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, на 0,989.

Таким образом, Постановление №299-ПП применимо лишь к регулированию деятельности управляющих организаций, которые планируют получение субсидий в виде разницы между планово-нормативным расходом и суммой доходов управляющей организации от начислений платежей за содержание жилого помещения, производимых в порядке и по ценам, установленным Правительством Москвы.

При этом Постановлением Правительства Москвы от 04.06.2002 № 411-ПП установлен порядках предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, услуг связи и энергосервисного договора (контракта). Предоставление указанных субсидий не обуславливается использованием Автоматизированной системы «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ», а равно наличием договора с ГБУ МФЦ города Москвы на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги и иные услуги.

Кроме того, Ассоциация полагает, что Постановление №414-ПП принято Правительством города Москвы с превышением полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством и прямо противоречит жилищному и антимонопольному законодательству.

Так, в соответствии с подпунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 07.06.2000 №10-П указал, что субъекты Российской Федерации не могут выходить за пределы прав, предоставленных им Конституцией Российской Федерации.

Статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений. Положения указанной нормы не предоставляют субъектам Российской Федерации (в том числе – городу Москве) полномочий по регулированию порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги (и иные услуги), как и не предоставляют последним дискреции по установлению договорных отношений, в которые предписано вступать лицам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами.

В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается.

Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 25.12.2018 №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» указал, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь Гражданским кодексом Российской Федерации либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).

Системный анализ указанных норм и разъяснений Верховного Суда позволяет сделать вывод, что субъекты предпринимательской деятельности могут быть понуждены к заключению договора лишь в случаях, прямо указанных в федеральном законе.

При этом законодательство субъектов Российской Федерации не может возлагать на субъектов предпринимательской деятельности обязанности по вступлению в договорные отношений, в том числе с государственными бюджетными учреждениями.

Нормативные предписания Постановления №414-ПП, по своей сути, содержат ультимативную диспозицию, при которой осуществление начислений за жилищно-коммунальные услуги возможно осуществлять на территории города Москвы исключительно при заключении с Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» договора на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги и иные услуги.

Иными словами, вопреки прямому запрету, установленному положениями статьи 8 Конституции Российской Федерации, статьями 421 и 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правительство города Москвы возложило на управляющие организации обязанности (не предусмотренные федеральным законом) по заключению договора с государственным бюджетным учреждением.

Помимо этого, функции по начислению платы за жилищно-коммунальные (и иные) услуги являются составной частью стандарта по управлению многоквартирным домом, именно управляющая организация несет ответственность за выполнение данного стандарта. Указанное исключает возможность навязывания со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации лица, которое будет выполнять описанные функции за управляющую организацию, то есть описанные функции не могут принудительно переданы иному хозяйствующему субъекту на усмотрение регионального органа власти.

В силу части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации расчеты, связанные с внесением собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации платы за жилищно-коммунальные услуги, могут осуществляться с участием платежного агента, либо банковского платежного агента. Таким образом, участие других лиц в указанных отношениях (в частности – ГБУ «МФЦ города Москвы) Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

При указанных обстоятельствах, Ассоциация приходит к выводу, что круг субъектов, имеющих право осуществлять расчеты с собственниками помещений в многоквартирном доме не может быть ограничен ГБУ «МФЦ г. Москвы» и самой управляющей организацией, в связи с чем считает требование Постановления №414-ПП о заключении договора с ГБУ МФЦ г. Москвы, в случае, если управляющая организация не осуществляет начисление, ограничивающим конкуренцию (к аналогичным выводам пришел Московский УФАС России в решении от 14.11.2019 по делу № 077/07/00-14471/2019).

Анализируемый нормативный правовой акт не только устраняет конкуренцию на рынке начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, но и полностью лишает возможности платежных агентов осуществлять предпринимательскую деятельность на территории города федерального значения.

На основании вышеизложенного, Ассоциация просила дать разъяснения по следующим вопросам:

1) распространяется ли действие постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года №299-ПП на деятельность всех управляющих организаций города Москвы, либо тех из них, которые планируют получение из бюджета города Москвы субсидий в виде разницы между планово-нормативным расходом (суммой расходов на оказание услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанной исходя из утвержденных Правительством Москвы ставок планово-нормативного расхода) и суммой доходов управляющей организации от начислений платежей за содержание жилого помещения, производимых в порядке и по ценам, установленным Правительством Москвы;

2) возникают ли обязанности по использованию для начисления платы за жилищные и коммунальные услуги Автоматизированной системы «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ», а равно по заключению договора с ГБУ МФЦ города Москвы на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги и иные услуги у всех управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории города Москвы или только у тех из них, кто планирует получение из бюджета города Москвы субсидий в виде разницы между планово-нормативным расходом и суммой доходов управляющей организации от начислений платежей за содержание жилого помещения, производимых в порядке и по ценам, установленным Правительством Москвы;

3) необходимо ли для получения управляющими организациями субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, услуг связи и энергосервисного договора (контракта) использовать Автоматизированную систему «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ» для начисления платы за жилищные и коммунальные услуги, а равно заключить договор с ГБУ МФЦ города Москвы на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги и иные услуги;

 

4) соответствует ли Постановление Правительства №414-ПП:

а) положениям конституционного законодательства в части его принятия в пределах компетенции, установленной для органов государственной власти Москвы;

б) положениям конституционного законодательства в части соблюдения принципа свободы экономической деятельности и возложения на управляющие организации обязанности по заключению договоров, не предусмотренной федеральным законом;

в) положениям жилищного законодательства в части ограничения прав управляющих организаций на свободный выбор порядка начисления платы и платежного агента для осуществления функций начисления и взимания платы за жилищно-коммунальные услуги;

г) положениям антимонопольного законодательства в части принятия нормативного акта полностью исключающего конкуренцию на рынке по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги.

 

Также Ассоциацией поставлен к рассмотрению вопрос о возможности признания утратившими силу норм Постановления №414-ПП.

По получении соответствующих разъяснений Ассоциация незамедлительно разместит информацию на своих ресурсах.



Поделитесь с коллегами и друзьями

Возврат к списку

  • Главная
  • Об Ассоциации
  • Мероприятия
  • Документы
  • База знаний

Ассоциация управляющих организаций
"Новое Качество" © 2019 - 2025

  • info@neo-q.ru
  • Пользовательское соглашение
Разработка сайта: Софт-Навигатор
Закрыть окно

Заказать обратный звонок

Закрыть окно

Ваш регион: Ивановская область

Закрыть окно

Авторизация

Не можете войти?
Закрыть окно

Подпишитесь на нашу рассылку

Получайте полезную информацию о новостях и мероприятиях на свою почту

Нет, спасибо