В настоящее время на этапе публичного обсуждения находится проект Постановления РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым предлагается внести изменения в Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».
Проектируемые изменения предлагают скорректировать лицензионные требования к управляющим организациям, в том числе:
– из числа лицензионных требований исключить обязанности управляющей организации по ведению реестра собственников помещений в многоквартирном доме;
– к грубым нарушениям лицензионных требований отнести наличие у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
– к грубым нарушениям лицензионных требований отнести неполучение лицензиатом паспорта готовности к отопительному периоду.
Ассоциация управляющих организаций «Новое качество», рассмотрев в рамках проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проект указанного постановления, подготовила и направила в Минстрой России заключение, в котором указала на следующее.
Исключение обязанности по ведению реестра собственников помещений в многоквартирном доме из числа лицензионных требований.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 266-ФЗ внесены изменения в порядок обработки персональных данных в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и установлены пределы их общедоступности.
Персональные данные собственников недвижимости в ЕГРН доступны только с согласия правообладателя или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права. Выписки из ЕГРН содержат персональные данные только при наличии заявления от собственника на предоставление этих данных третьим лицам. В противном случае сведения будут обезличены.
В свою очередь, обязанности управляющих организаций согласно ЖК РФ сводятся к тому, что они должны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме с данными, позволяющими их идентифицировать. При обращении собственника или иного лица, инициирующего собрание, реестр должен быть предоставлен в течение пяти дней. Согласие собственников на передачу персональных данных в этом случае не требуется.
Как раз в данной части возникают проблемы реализации закона:
– реализация новых положений затрудняет исполнение обязанностей управляющих организаций по ведению реестра и предоставлению данных заинтересованным лицам, поскольку формирование реестра собственников помещений в многоквартирном доме возможно не иначе, как на основании сведений, содержащихся в ЕГРН, которые не являются общедоступными;
– управляющие организации могут оказаться в ситуации вынужденного нарушения лицензионных требований.
Таким образом, исключение данной обязанности управляющей организации из числа лицензионных требований является закономерным итогом гармонизации положений действующего законодательства и полностью поддерживается Ассоциацией.
Дополнение перечня грубых нарушений лицензионных требований наличием задолженности перед региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обязательства управляющей организации, которая выступает исполнителем коммунальных услуг, перед ресурсоснабжающей компанией по оплате коммунальных ресурсов должны быть равны обязательствам граждан перед управляющей организацией, которая переводит платежи граждан за коммунальные услуги РСО в качестве оплаты за предоставленные ресурсы.
При этом граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В противном случае управляющие организации в отношении должников ведут претензионную и исковую работу.
Таким образом, сам факт наличия задолженности у управляющей организации перед РСО не может являться самостоятельным и единственным основанием для квалификации действий управляющей организации как грубого нарушения лицензионных требований.
Надзорные органы должны выяснить, почему возник долг. Если управляющая организация вовремя перечисляла все собранные деньги за коммунальные услуги и активно работала с должниками, но долг возник из-за слабой платежной дисциплины, то это не может рассматриваться в качестве грубого нарушения.
Ассоциация полагает, что проектируемая норма нуждается в концептуальной трансформации. Наличие задолженности перед РСО или регоператором по обращению с ТКО может рассматриваться в качестве грубого нарушения лицензионных требований лишь в том случае, если управляющая организация допустила образование такой задолженности своими виновными действиями.
В указанной редакции пункт не поддерживается. Ассоциация просила в своем заключении Минстрой России пересмотреть сущностный подход к формулировке указанной нормы и внести изменения, касающиеся квалификации указанных действий в качестве грубого нарушения лицензионных требований только при наличии вины лицензиата.
Дополнение перечня грубых нарушений лицензионных требований фактом неполучения лицензиатом паспорта готовности к отопительному периоду.
Порядок оценки готовности к отопительному периоду закреплен положениями Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 №103 (далее – Правила).
Проверка готовности многоквартирного дома проводится комиссией, в состав которой представители единой теплоснабжающей организации (пункт 5 Правил). Члены комиссии, включая представителей теплоснабжающей организации, имеют право в акте проверки готовности указывать замечания по выполнению требований и сроки их устранения (пункт 8 Правил).
Теплоснабжающие организации иногда используют свои полномочия для достижения собственных интересов. Например, управляющие компании с задолженностью перед теплоснабжающей организацией могут быть вынуждены оплачивать долг, чтобы получить подпись представителя в акте проверки. Причины задолженности и ее обоснованность при этом не учитываются. Таким образом, получение паспорта готовности к отопительному периоду может стать инструментом давления на управляющие компании, которые спорят с ресурсоснабжающими организациями по объемам и стоимости поставленных ресурсов.
С учетом изложенного, Ассоциация полагает, что при указанных обстоятельствах внесение предлагаемых изменений, в условиях особенностей реализации положений Правил, является явно чрезмерным.