Основной нормативный акт, регулирующий обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения – это Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»).
Именно в Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» указаны основные требования по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения и закреплен исчерпывающий перечень мер, допустимых к применению в данной сфере, а также определены полномочия государственных органов и их должностных лиц по установлению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Вместе с тем, в актах, принимаемых на федеральном уровне под различными наименованиями (письмо, рекомендации, инструкции и т.п.), отсутствуют ссылки как на Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» в частности, так и на какое-либо иное законодательство в целом.
С момента распространения новой коронавирусной информации, на федеральном уровне было издано два акта, которые непосредственно касаются санитарной обработки различных объектов, учреждений и территорий: Письмо от 23 января 2020 г. № 02/770-2020-32 «Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами» и Письмо от 27 марта 2020 г. № 02/5210-2020-24 «О проведении дезинфекционных мероприятий в офисных помещениях» (ссылки на текст указанных актов размещены в конце публикации).
Именно на основании данных писем в Ивановской области был принят регламент по проведению санитарной обработки общих помещений МКД.
Давайте вкратце рассмотрим содержание указанных писем.
Во-первых, в письме от 23 января 2020 г. № 02/770-2020-32 и инструкции, являющейся приложением к нему (далее – инструкция № 02/770-2020-32), отсутствует ссылка на нормативно-правовой акт, на основании которого указанное письмо принято.
Данный факт, сам по себе, вызывает сомнение относительно юридической силы указанного письма, поскольку в соответствии с требованиями Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, должны быть приняты во исполнение указанного закона и не противоречить ему.
Да и сама юридическая техника составления подобных актов органами государственной власти, предусматривает обязательную ссылку на нормативно-правовой акт, на основании которого он принят.
Во-вторых, в инструкции № 02/770-2020-32 (абз. 5 стр. 1), указано, что «обеззараживанию подлежат все поверхности в помещениях, предназначенных для пребывания пассажиров, а также персонала аэропорта, занятого обслуживанием пассажиров и багажа, включая поверхности в помещениях, руки, предметы обстановки, подоконники, спинки кроватей, прикроватные тумбочки, дверные ручки, посуда больного, игрушки, выделения, воздух и другие объекты».
С учетом того, что упоминания о других объектах в инструкции отсутствуют, можно сделать вывод о регулировании ею только порядка дезинфекции мест большого скопления населения и, в первую очередь, пассажиров.
Следовательно, целесообразность применения указанной инструкции в целях санитарной обработки общих помещений МКД вызывает сомнения, в виду отсутствия указания на такую возможность в самой инструкции.
В остальном, инструкция № 02/770-2020-32 является кратким изложением Санитарных правил № 3.5.1378-03 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 г. № 131), которая содержит требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности в целом и не устанавливает ни каких обязанностей по санитарной обработке общих помещений МКД.
В письме от 27 марта 2020 г. № 02/5210-2020-24 и инструкции, являющейся приложением к нему (далее – инструкция № 02/5210-2020-24), также отсутствует какая-либо ссылка на нормативно-правовые акты, на основании которых оно принято.
Кроме того, как следует из названия вышеуказанных писем и инструкций, ими регулируется порядок проведения дезинфекционных мероприятий в офисных помещениях организаций, временно приостановивших деятельность, или сотрудники которых перешли на дистанционную форму работы.
Кроме того, сам порядок проведения дезинфекции в соответствие с требованиями инструкции № 02/5210-2020-24 предполагает отсутствие людей на дезинфицируемых объектах.
Остальные положения инструкции № 02/5210-2020-24, также, являются выжимкой из СП 3.5.1378-03.
Итак, если подытожить все вышесказанное относительно писем Роспотребнадзора, то можно сделать следующие выводы:
1) Указанные письма носят, скорее, рекомендательный характер, чем предписываю организациям осуществление мер по санитарной обработке;
2) Данные письма не содержать никаких упоминаний о необходимости дезинфекции общих помещений МКД, да и вообще, каких-либо других видов объектов, чем тех, которые непосредственно указаны в этих письмах.
Вместе с тем, во многих субъектах РФ, в том числе в Ивановской области, органами исполнительной власти со ссылкой именно на вышеуказанные письма были разработаны различные акты (регламент, инструкция и т.п.), возлагающие на УК обязанности по ежедневной санитарной обработке общих помещений МКД.
Так, Губернатором Ивановской области был издан Регламент по проведению практических дезинфекционных мероприятий общего имущества многоквартирного дома в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (далее – Регламент), в котором имеется отсылка к письму Роспотребнадзора от 23 января 2020 г. № 02/770-2020-32, правда, в части разъяснения сути и способов передачи коронавирусной инфекции (ссылки на текст указанного акта размещена в конце публикации).
Ссылка на письмо Роспотребнадзора от 27 марта 2020 г. № 02/5210-2020-24 содержится в электронных письмах, рассылаемых, как жилищной инспекцией, так и органами местного самоуправления в адрес УК.
Принятие Регламента в спешном порядке можно заметить даже при поверхностном его анализе. Помимо того, что у данного документа отсутствует дата, номер и непонятно приложением к какому именно документу он является, данный документ не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства для актов, которыми вводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Напомню, что в соответствии с требованиями Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» санитарно-эпидемиологические требования могут быть установлены санитарными правилами.
При этом, закрепленный в Регламенте обширный перечень общего имущества, подлежащего санитарной обработке, и периодичность выполнения дезинфекционных работ (ежедневно), делает практически невозможным осуществление указанных в Регламенте мероприятий.
Кроме того, само название вышеуказанного документа – «регламент», указывает на то, что данным актом описан процесс выполнения работ, а в самом документе прямо не указано на обязательность выполнения указанных работ.
Если подытожить все вышеизложенное относительно актов федеральных органов и органов власти субъектов РФ, то выполнение данных актов УК должно носить добровольный характер, так как они не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Так, в соответствии со ст. 11 и 50 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, к коим должностные лица субъектов РФ не относятся.
При этом, согласно ч. 3 ст. 29 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона, то есть по распоряжению осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Следовательно, УК следует осуществлять работы по дезинфекции общих помещений МКД лишь при наличии актов, принятых в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, и, содержащие четкие требования о выполнении указанных работ.
Не будем забывать и о порядке вступления в силу любых нормативно-правовых актов, которые должны быть надлежащим образом зарегистрированы и опубликованы.
Вместе с тем, как уже было отмечено в нашей предыдущей публикации, органы власти могут воспользоваться нормами Правил содержания общего имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, о необходимости соблюдения УК требований санитарно-эпидемиологического законодательства для привлечения УК к административной ответственности за невыполнение требований вышеуказанных актов.
При этом важно отметить, что, имеющиеся в КоАП РФ статьи об ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: ст. 6.3 и ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривают наказание за конкретные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся:
1) в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов;
2) невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
3) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Под указанные нормативные акты и обстоятельства явно не подпадают вышеперечисленные акты и обстоятельства, в связи с которыми они были приняты.
Однако, неустойчивая судебная практика сможет обеспечить успех попыткам органов государственной власти по привлечению УК к административной ответственности за отказ от исполнения даже таких «сырых» и явно необоснованных ни с юридической, ни санитарно-эпидемиологической точки зрения актов.
Поэтому, выбор в пользу выполнения или невыполнения указанных мероприятий, каждая УК должна сделать самостоятельно.
Однако, мы рекомендуем УК тщательно фиксировать все расходы, понесенные для выполнения работ по дезинфекции в соответствии с вышеуказанными актами, так как в силу ст. 9 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Также важно отметить, что после принятия вышеуказанного Регламента, органами местного самоуправления были направлены в адрес всех УК на территории Ивановской области требования о предоставлении ежедневных отчетов об исполнении указанного Регламента.
Если выполнение работ, указанных в Регламенте, еще может быть предметом правового спора, то предоставление подобных отчетов полностью противоречить нормам действующего законодательства.
Следовательно, УК вправе запрашивать у органов, осуществляющих подобные рассылки, нормативно-правовое обоснование направляемых документов, которое, по нашему экспертному мнению, отсутствует.
Нормативно-правовые акты используемые в данной статье: https://drive.google.com/drive/folders/10w788wnbZtvsUIjcEp7IWggf37NIxWiG?usp=sharing