В настоящее время, перед УК все чаще встают вопросы о выполнении работ по содержанию общего имущества МКД, которые являются обязательными для соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Вкратце напомним основные нормы законодательства, определяющие перечень работ по уборке общих помещений в МКД.
В частности, пунктом 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее – Минимальный перечень), установлены следующие виды работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме:
• сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
• влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;
• мытье окон;
• очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов);
• проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
В соответствии с п. 3.2.7 Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее – Правила № 170), мокрую уборку всех поверхностей необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
Отсюда возникает вопрос о том, что ни в Минимальном перечне, ни в Правилах № 170 не установлены обязанности УК по обработке поверхностей в общих помещениях МКД дезинфицирующими средствами.
Соответственно, отсутствует периодичность выполнения работ по дезинфекции, перечень дезинфицирующих средств и, самое главное, порядок финансирования указанных работ.
Вместе с тем, за последние несколько дней практически во всех субъектах РФ со стороны государственных органов в адрес УК направляются распоряжения о необходимости проведения работ по обработке поверхностей в общих помещениях МКД дезинфицирующими средствами и направлении соответствующих отчетов.
Несмотря на то, что в указанных распоряжениях отсутствуют ссылки на какие-либо нормативные правовые акты, данные распоряжения теоритически можно «подогнать» под жилищное законодательство.
Так, в соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила содержания общего имущества), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
Следовательно, воспользовавшись этими нормами, госорганы могут попытаться возложить на УК дополнительные обязанности по дезинфекции общих помещений в МКД.
В настоящее время изданы ряд актов на федеральном уровне, предписывающие УК осуществлять работы по дезинфекции общих помещений МКД. В свою очередь, региональные власти своими актами, которые поименованы различным образом в зависимости от субъекта РФ (распоряжения, рекомендации, методические указания и т.д.), конкретизируют акты, изданные на федеральном уровне, в том числе, путем введения отчетной документации.
В ближайших наших публикациях, мы подробно проанализируем указанные региональные акты на примере конкретных субъектов РФ, определим место указанных актов в системе законодательства, правомерность и обоснованность их издания, а также дадим рекомендации по их исполнению.