13 мая Государственной Думой отклонены два законопроекта, предусматривающих внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации.
Речь идет о законопроектах № 790928-8 и № 812891-8.
1. Законопроект № 790928-8
Законопроект предлагал предусмотреть порядок проверки по инициативе органа государственного жилищного надзора на соответствие лицензионных требований лицензиатов, которые получили лицензии до 01.09.2024, и в случае выявления несоответствий предусмотреть процедуру прекращения действия такой лицензии, с правом повторного её получения после устранения всех выявленных нарушений лицензионных требований.
Данная инициатива обоснована тем, что Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 662-ФЗ «О внесении изменений в статьи 193 и 195 Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01.09.2024 перечень лицензионных требований, предъявляемых к управляющей организации, осуществляющей деятельность по договору управления, расширен, и к соискателям лицензий предъявляются лицензионные требования, в том числе:
1. Отсутствие у должностного лица и (или) учредителя (участника) лицензиата, должностного лица и (или) учредителя (участника) соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
2. Отсутствие в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о банкротстве юридического лица, которое осуществляло деятельность по управлению многоквартирными домами и должностными лицами и (или) учредителями которого являлись должностные лица и (или) учредители соискателя лицензии, в течение трех лет, предшествующих дате обращения за лицензией такого соискателя лицензии.
Однако перечисленные выше лицензионные требования предъявляются только к соискателям лицензий, которые подают заявление о предоставлении лицензии, и к тем лицензиатам, которые хотят продлить срок её действия.
По мнению субъекта законодательной инициативы, распространение требований, которые сейчас предъявляются к соискателям, на лицензиатов позволит исключить из рынка управления МКД недобросовестных управляющих организаций и достичь уровня здоровой конкуренции.
Законопроектом предлагалось дополнить статью 198 ЖК РФ новой частью 55, предусмотрев возможность принятия решения органом государственного жилищного надзора по исключению сведений обо всех МКД, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность, если отсутствуют в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве указанные выше информации.
Ассоциация «Новое качество» выступала против этой законодательной инициативы, поскольку ссылка в проектируемой норме (часть 55 статьи 198 ЖК РФ) на пункт 63 части 1 статьи 193 ЖК РФ является некорректной, так как указанный пункт касается соискателей лицензий.
Вместе тем в части 51 статьи 198 ЖК РФ предусмотрен иной порядок оценки соблюдения лицензиатом лицензионных требований, содержащихся в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 193 ЖК РФ, предусматривающий исключение сведений обо всех МКД, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, что свидетельствует о конкуренции административных процедур, имеющих одно основание.
На лицензиатов, признанных банкротами, распространяет своё действие часть 54 статьи 198 ЖК РФ. В связи с чем целесообразность дополнения статьи 198 ЖК РФ новой частью 55 отсутствует.
2. Законопроект № 812891-8
Ассоциация «Новое качество» выступала и против данной инициативы, закрепленной в законопроекте № 812891-8, которым предусматривались следующие нововведения:
1. Исключение индивидуальных предпринимателей из числа лиц, уполномоченных на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
2. Дополнение перечня лицензионных требований, установленных ЖК РФ, требованием об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации о прекращении действия лицензии в связи с истечением срока её действия, если такой срок не продлён в порядке, установленном ЖК РФ.
3. Аннулирование лицензии по решению лицензионной комиссии, а не по решению суда.
По мнению Ассоциации, исключение индивидуальных предпринимателей из числа лиц, уполномоченных на осуществление деятельности по управлению МКД, будут способствовать ограничению конкуренции в сфере. Доводы субъекта инициативы не подтверждены какими-либо фактическими сведениями, свидетельствующими о нарушениях указанными лицами прав и интересов граждан, а также об их систематическом нарушении лицензионных требований.
Относительно второго пункта стоит отметить, что решение о продлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД является добровольным. А предложение законопроекта о передаче лицензионной комиссии полномочия по принятию решения об аннулировании лицензии является неактуальным, поскольку в настоящее время Правительством Российской Федерации подготовлены аналогичные поправки к законопроекту № 487723-8 «О внесении изменений в статьи 194 и 202 Жилищного кодекса Российской Федерации», которыми предусматривается исключение из ЖК РФ положения, касающиеся лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (полномочия лицензионной комиссии предлагается передать органу государственного жилищного надзора).