23 октября 2024 года в Государственной Думе в рамках «правительственного часа» состоялось обсуждение состояния коммунальной инфраструктуры России. Была заслушана информация Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Марата Хуснуллина, Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирека Файзуллина и временно исполняющего обязанности Министра энергетики Евгения Грабчака.
Итогом обсуждения стало принятие Госдумой 21 ноября 2024 года постановления, в котором отмечены основные проблемы и указаны рекомендации Правительству Российской Федерации.
В частности, в постановлении Госдумы подчеркивается высокая степень износа коммунальной инфраструктуры в большинстве регионов страны, а также отсутствие комплексной государственной программы по модернизации этой инфраструктуры. Были выявлены и другие проблемы, такие как неэффективность тарифного регулирования, низкий объем инвестиций и медленный переход муниципальных образований в ценовые зоны теплоснабжения. Также отмечается недостаточные темпы замены лифтового оборудования в многоквартирных домах, находящегося в эксплуатации двадцать пять и более лет.
Помимо прочего, Государственная Дума рекомендовала Правительству Российской Федерации:
1) разработать и утвердить комплексную программу модернизации коммунальной инфраструктуры, предусматривающую в том числе мероприятия по модернизации и развитию тепловых сетей, принадлежащих субъектам электроэнергетики;
2) обеспечить внесение в Государственную Думу законопроектов, направленных:
– на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере ЖКХ в целях формирования эффективных правовых механизмов, способствующих повышению качества предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг;
– на повышение ответственности за ненадлежащее обеспечение подготовки к отопительному периоду и отсутствие утвержденных (актуализированных) схем водоотведения, водо- и теплоснабжения муниципальных образований;
проработать вопрос исключения из сферы действия Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» отношений, связанных с установлением и оценкой применения обязательных требований в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
3) совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации провести анализ установленных нормативов потребления коммунальных услуг и подготовить предложения о необходимости их пересмотра исходя из принципа их соответствия фактическому потреблению по разным категориям многоквартирных домов;
4) проанализировать эффективность имеющихся инструментов привлечения инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры и проработать дополнительные меры по их привлечению, в том числе путем установления долгосрочных тарифов на коммунальные ресурсы, а также при необходимости подготовить изменения в законодательство, в том числе в части усиления контроля за осуществлением инвестиционных расходов;
5) провести мониторинг действующих мер государственной поддержки, направленных на создание, модернизацию и реконструкцию коммунальной инфраструктуры в рамках реализации инвестиционных проектов, в том числе осуществляемых с учетом механизмов регулирования преференциальных режимов осуществления предпринимательской деятельности (особые экономические зоны, территории опережающего развития, индустриальные парки);
6) рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях, предусматривающих возможность формирования и ведения реестра недобросовестных концессионеров в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также возможность формирования единого реестра заключенных концессионных соглашений в сфере ЖКХ;
7) представить в Государственную Думу предложения о наделении региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами полномочиями по созданию и содержанию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, а также предложения о пересмотре видов отходов, которые относятся к твердым коммунальным отходам и вывоз которых относится к полномочиям регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
8) рассмотреть возможность предоставления исполнительным органам субъектов Российской Федерации права принимать решение об изменении предельного уровня оплаты коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению для населения в случае строительства (реконструкции) объектов коммунальной инфраструктуры, определив при этом порядок принятия и согласования такого решения;
9) обеспечить проведение инвентаризации коммунальной инфраструктуры с обязательным аккумулированием сведений:
– о степени износа коммунальной инфраструктуры;
– о протяженности сетей коммунальной инфраструктуры с износом до 50 процентов и более 50 процентов;
– о правообладателях систем и сетей коммунальной инфраструктуры (по каждому из видов коммунальной инфраструктуры);
– о фактах соответствия (несоответствия) фактического местоположения объектов и сетей коммунальной инфраструктуры данным, содержащимся в схемах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
10) рассмотреть возможность внесения в законодательство Российской Федерации положений, устанавливающих обязанность монтажа, замены, технического обслуживания и ремонта лифтового оборудования и устройств безопасности лифтов в многоквартирных домах исключительно профессиональными организациями;
11) обеспечить реализацию плана рекомендаций, направленных на решение ключевых проблемных вопросов в сфере ЖКХ, утвержденного заместителем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.В.Гордеевым 3 октября 2024 года;
12) разработать и утвердить план мероприятий («дорожную карту») по подготовке нормативных правовых актов, направленных на решение ключевых проблем в сфере ЖКХ и повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
13) доработать комплексную государственную программу Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» в части формирования мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности отраслей экономики, стимулирование когенерации, перевод котельных на экономичные виды топлива, снижение потерь электрической и тепловой энергии, воды, применение экологичных и высокоэнергоэффективных строительных материалов в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства, стимулирование собственников помещений в многоквартирных домах к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирных домов, популяризацию энергосбережения и определения источников их финансирования;
14) представить предложения о повышении ответственности за бездоговорное потребление коммунальных ресурсов (услуг) и совершенствовании порядка компенсации расходов ресурсоснабжающих организаций в связи с самовольным подключением к сетям инженерно-технического обеспечения и безучетным потреблением коммунальных ресурсов;
15) проанализировать региональные полномочия и полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ в целях обеспечения согласованности принимаемых решений и распределения ответственности за обеспечение качества предоставляемых коммунальных услуг, а также увеличения инвестиционного потенциала отрасли;
16) представить предложения о совершенствовании управления многоквартирными домами, в том числе в части установления единых стандартов управления многоквартирными домами и дифференцированного минимального размера платы за содержание жилого помещения, уточнения лицензионных требований к деятельности по управлению многоквартирными домами и усиления государственного регулирования в данной сфере;
17) представить предложения о совершенствовании регулирования проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в том числе в части приоритетного проведения работ, способствующих продлению срока эксплуатации основных конструктивных элементов, установления дифференцированного размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Правительство Российской Федерации до 1 февраля 2025 года должно направить в Государственную Думу информацию о результатах реализации рекомендаций.
Постановление направлено Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, законодательныеи высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации.
Документ вступает в силу со дня его принятия.