Государственной Думой принят закон (законопроект № 630715-8) О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в части уточнения порядка организации и проведения государственного и муниципального контроля (надзора)).
Принятые нововведения направлены на усовершенствование процедур государственного и муниципального контроля, что включает в себя ряд нововведений, которые призваны повысить эффективность и прозрачность контрольных мероприятий. В частности, они повлияют на работу органов жилищного надзора и лицензионного контроля, а также на деятельность управляющих организаций, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов.
Основные нововведения
Теперь мобильное приложение «Инспектор» получило официальный статус, и его можно использовать для проведения контрольных и надзорных мероприятий. Также теперь ведется список объектов контроля в Едином реестре видов контроля (ЕРВК), и акты с предписаниями учитываются в Едином реестре контрольных и надзорных мероприятий (ЕРКНМ).
Система учета рисков в контроле пересматривается: плановые проверки теперь можно проводить только для объектов с высокой категорией риска. Для объектов со средней и умеренной категорией риска возможно введение обязательных профилактических визитов, виды которых определит Правительство РФ.
В частности, виды, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, периодичность проведения обязательных профилактических визитов в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, будут устанавливаться соразмерно рискам причинения вреда (ущерба).
Предусмотрена следующая периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность проведения обязательных профилактических визитов:
– не менее одного, но не более двух плановых мероприятий в год - для объектов контроля, отнесённых к категории чрезвычайно высокого риска;
– одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в два года, либо один обязательный профилактический визит в год - для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска;
– периодичность проведения обязательных профилактических визитов, в том числе по отдельным видам контроля будет определяться Правительством РФ для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска.
При этом КНО вправе провести вместо планового контрольного мероприятия, обязательный профилактический визит.
При подготовке ежегодных докладов о контроле нужно теперь необходимо также предоставлять предложения на основе обобщения правоприменительной практики.
Если на документах о проведении контрольных мероприятий нет QR-кода из ЕРКНМ или он не читается, компания может не допускать инспектора к объектам или документам.
Решения и акты, принятые после профилактических визитов, а также решения об отнесении объекта к категории риска и отказ в проведении профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц, можно будет обжаловать в досудебном порядке.
Руководитель органов жилищного надзора теперь сможет рассматривать жалобы на свои же решения.
Установлены сокращенные сроки рассмотрения жалоб, в том числе на решения об отнесении объектов контроля к категориям риска. Срок рассмотрения жалоб в досудебном порядке сокращен с 20 до 15 рабочих дней. Жалобы на решения о категории риска будут рассматриваться за 5 рабочих дней, а ходатайства об отсрочке исполнения предписаний до 5 рабочих дней. В предостережениях теперь нужно указывать срок для устранения последствий от действий или бездействия компании.
Нормы о проведении профилактических визитов были существенно обновлены, появились новые статьи, касающиеся обязательных и инициативных профилактических визитов. Также появились новые основания для внеплановых проверок, например, если компания обслуживает ВДГО или ВКГО без уведомления о начале деятельности, управляет многоквартирным домом без лицензии, уклоняется от проведения обязательного профилактического визита.
Жалобы граждан на нарушение их прав теперь являются основанием для проведения проверок без согласования с прокуратурой (это было и ранее, но теперь прямо закреплено в Законе № 248-ФЗ). Появилось требование, что внеплановые проверки при выявлении индикатора риска теперь обязательны для контрольных органов.
Если компанию не допустили к проверке, повторная проверка может быть назначена в течение трех месяцев.
Документарные проверки теперь требуют согласования с прокуратурой, за исключением некоторых случаев.
С сентября 2025 года акты по результатам проверок без взаимодействия с проверяемыми должны составляться, если выявлены нарушения.
Акты по результатам проверок можно будет оформлять на следующий рабочий день, если это невозможно сделать в последний день проверки.
Введена статья 90.1, определяющая требования к оформлению предписаний, которые должны содержать определенные сведения. Если предписание выдается государственному или муниципальному учреждению, его копия направляется учредителю.
В закон добавлена статья о заключении соглашений об устранении нарушений между проверяемыми и контрольными органами. Пока неизвестно, коснется ли это органов жилищного надзора, так как правительство еще только определит, какие лица будут иметь право на заключение таких соглашений.
Закон вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вступят в силу в 2025 и 2026 годах.