11 декабря 2024 года Государственной Думой в первом чтении принят законопроект № 654233-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» (в части совершенствования деятельности ресурсоснабжающих организаций).
Законопроект разработан для совершенствования деятельности РСО и представлен группой депутатов Государственной Думы во главе с председателем Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергеем Пахомовым.
Законопроектом предлагается закрепить обязанность ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также организаций, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию объектов в рамках концессионного соглашения и планирующих осуществлять регулируемые виды деятельности с использованием этих объектов, разработать инвестиционную программу, которая в обязательном порядке утверждается органом регулирования тарифов в субъектах Российской Федерации.
Сейчас утверждение соответствующих программ органом регулирования тарифов является необязательным и осуществляется исключительно по просьбе РСО.
Однако основным документом, в соответствии с которым планируется и осуществляется инвестиционная деятельность РСО, является инвестиционная программа, наличие которой является основанием для включения в тарифы расходов на капитальные вложения и, соответственно, возможностью формирования дополнительных источников финансирования. Обязательность утверждения инвестиционных программ организациями водоснабжения и водоотведения определена в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р.
Другими словами, основная цель изменений заключается в обязательном утверждении инвестиционных программ РСО, которые занимаются горячим и холодным водоснабжением, а также водоотведением.
Как следует из содержания пояснительной записки к законопроекту, отсутствие обязательного характера утверждения этих программ органами регулирования тарифов приводит к изменению мероприятий в инвестиционных программах в течение года и влияет на фактически выполненные работы капитального характера.
Поэтому законопроект предлагает сделать утверждение инвестиционных программ обязательным и включать в них мероприятия по капитальному ремонту, а также предусматривать долгосрочные планы текущего и капитального ремонтов на срок не менее пяти лет, что позволит результативнее планировать выполнение работ и финансовую составляющую.
По данным Минстроя России, более 42 % линейных объектов, таких как сети водоснабжения и сточных вод, нуждаются в замене, однако фактическая доля замены значительно ниже. Законопроект направлен на решение этих проблем и предусматривает обязательный государственный учет систем водоснабжения и водоотведения, что позволит собирать, накапливать, обрабатывать и хранить информацию о техническом состоянии коммунальной инфраструктуры. Это, в свою очередь, должно улучшить контроль за исполнением ремонтных работ и модернизацией инфраструктуры.
Таким образом, законопроект решает вопросы утверждения инвестиционных программ, вводит новые механизмы государственного учета и контроля за состоянием коммунальных сетей, что является важным шагом для обеспечения надежности и безопасности водоснабжения и водоотведения.
Правительство Российской Федерации поддержало законопроект, но с учетом необходимости уточнения сроков реализации инвестиционных обязательств.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации высказало поддержку с учетом уточнения понятийного аппарата.
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству поддержал данный законопроект, отметив его важность для снижения износа коммунальной инфраструктуры и улучшения качества предоставляемых услуг. Комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении с учетом его доработки ко второму чтению.
Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации Владимира Путина по снижению доли коммунальной инфраструктуры с высокой степенью износа.