Государственной Думой во втором и третьем чтении принят законопроект № 513229-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).
Как мы ранее писали нововведения направлены на повышение контроля за качеством подготовки и прохождением отопительных периодов, упорядочивание правового регулирования, уточнение порядка взаимодействия профильных органов власти всех уровней, теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии.
Ко второму чтению в проект федерального закона № 513229-8 были подготовлены поправки, одним из соавторов которых является Сергей Пахомов, председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ.
В частности, принятым законом внесены следующие изменения в Закон о теплоснабжении.
Статья 4.1. дополняется частями 51 и 52, согласно которым при осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения будут проводится профилактические мероприятия в виде информирования, обобщения правоприменительной практики, объявления предостережений, консультирования и профилактического визита, а контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездной и документарной проверки.
Пункт 71 ч. 2 ст. 5 изложен в новой редакции, также данная статья дополнена п. 76. С учетом этих изменений к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения теперь относится осуществление мониторинга разработки, утверждения и актуализация схем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек, за исключением отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, а также согласование порядков (планов) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения в муниципальных образованиях.
Статья 20 изложена в новой редакции. Так, готовность к отопительному периоду должна быть обеспечена муниципальными образованиями, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии, управляющими организациями, а также ТСЖ, жилищным кооперативом, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом при условии осуществления ими деятельности по управлению МКД, а также лицами, с которыми в соответствии с ч. 1 ст. 164 ЖК РФ собственниками помещений в МКД заключены договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в целях надлежащего содержания и (или) ремонта внутридомовой системы отопления в МКД, или председателем совета МКД в случае, если собственниками не принято решение о заключении таких договоров, или муниципальными образованиями в случае, если способ управления МКД не выбран или выбранный способ управления не реализован, владельцами тепловых сетей, не являющимися теплосетевыми организациями.
Готовность к отопительному периоду обеспечивается указанными лицами путем соблюдения обязательных требований, установленных в поименованной статье и правилами обеспечения готовности к отопительному периоду, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Указанные правила будут включать обязательные требования промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требования по охране труда и другие.
В целях обеспечения готовности к отопительному периоду муниципальные образования будут обязаны иметь утвержденный, согласованный в установленном порядке и актуализированный план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций, иметь утвержденную, актуализированную схему теплоснабжения, обеспечитьь подготовку к отопительному периоду бесхозяйных объектов теплоснабжения, в отношении которых не определена организация по содержанию и обслуживанию.
Данной нормой предусмотрен также порядок действий теплоснабжающих и теплосетевых организаций, которые на постоянной основе обязаны, в частности, обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, надежное теплоснабжение потребителей, проводить наладку принадлежащих им тепловых сетей, организовывать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии и иное.
В целях обеспечения готовности к отопительному периоду, а также в целях обеспечения готовности к безаварийной работе объектов теплоснабжения предусмотрен порядок действий и владельцев тепловых сетей, не являющиеся теплосетевыми организациями.
Управляющие организации в указанных целях будут обязаны на постоянной основе:
1) обеспечивать эксплуатацию теплопотребляющих установок;
2) обеспечивать готовность к соблюдению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления тепловой энергии;
3) обеспечивать отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;
4) организовывать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя.
Оценка обеспечения управляющими организациями у которых договоры теплоснабжения заключены в соответствии с жилищным законодательством, готовности к отопительному периоду будет осуществляться органом местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, в зону (зоны) деятельности которой входит соответствующая система (системы) теплоснабжения, в которой заключены договоры теплоснабжения, и органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
По результатам проведения оценки готовности будет составляться акт, а при наличии выявленных нарушений – акт с замечаниями, которые необходимо будет устранить в установленный в акте срок. Неустранение выявленных нарушений повлечет привлечение к административной ответственности.
Перечисленные изменения не являются исчерпывающими. Также новшества коснулись статей 21, 23, 232, 233, 2312, 2313, 29 и иных норм Закона о теплоснабжении.
Кроме того, принятым законом внесены изменения в:
– федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
– федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
– федеральный закон от 7 декабря 2011 года№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Принятый закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.