• Главная
  • Об Ассоциации
  • Мероприятия
  • Документы
  • +7 (499) 700-98-19
  • info@neo-q.ru
  • г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 74б, этаж 15, пом. 153
Спрятать меню Показать меню

Инициатива об исключении лицензионного требования о размещении информации в ГИС ЖКХ при перелицензировании

06.02.2023

  • Регулирование
  • ГИС ЖКХ
  • лицензия
  • управляющая компания
  • ГЖИ
  • коррупция

В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).

  Под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий (статья 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В соответствии с частью 4 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она предоставлена. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.11.2022 №463-ФЗ «О внесении изменений в статью 201 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 7 статьи 5 Федерального закона от 31.12.2017, которыми срок действия ранее выданных лицензий продлен посредством исчисления указанного срока с 01.06.2018 года.

Внесение указанных изменений было направлено на отсрочку массовой подачи заявлений лицензиатов на продление сроков действия лицензий, а также на выработку заинтересованными лицами общепризнанного порядка и условий рассмотрения указанного вопроса.

Вместе с тем, порядок рассмотрения вопроса о продлении срока действия лицензий установлен Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 (далее – Положение о лицензировании).

В соответствии с пунктом 17 Положения о лицензировании решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 4(1) настоящего Положения, и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки.

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензионным требованием является, в том числе, соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

Состав, сроки и периодичность вышеуказанной информации установлены Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016. Разделом 10 указанного нормативного правового акта предусмотрен перечень сведений, подлежащих раскрытию в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом.

Стоит отметить, что перечень указанных сведений для лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, является наиболее обширным.

При этом часть сведений, размещаемых управляющей организацией, зависит от информации, размещаемой иными поставщиками. Так, информация о реквизитах жилых помещений, размещаемая управляющей организацией, напрямую коррелирует со сведениями, отражаемыми в системе территориальным подразделением Росреестра России. При этом указанным органом информация отражается с существенной задержкой и зачастую носит неактуальный характер. Аналогична ситуация со сведениями о качестве предоставляемых коммунальных услуг, информация о которых относится к совместному ведению управляющей и ресурсоснабжающей организации.

Сама по себе информация, размещаемая в ГИС ЖКХ, носит динамический характер. Ее обновление происходит в ежедневном формате: актуализация лицевых счетов в связи со сменой собственников помещений; изменение реквизитов индивидуальных приборов учета в связи с их заменой; принятие на общем собрании решения об утверждении размера платы за содержание жилого помещения и др. Таким образом информация, размещенная в ГИС ЖКХ на момент подачи заявления о продлении срока действия лицензии, может существенно отличаться от информации, проверяемой в момент рассмотрения такого заявления. При этом отсутствие у управляющей организации актуальных сведений на момент проверки (например, вследствие уклонения собственника помещения в многоквартирном доме, от исполнения обязанности по передаче такой информации) будет свидетельствовать о нарушении управляющей организацией лицензионных требований.

Стоит отметить также, что заполнение информации в ГИС ЖКХ осуществляется сотрудниками управляющей организации и режим ее размещения не автоматизирован. Указанные обстоятельства не исключают возможности банальной субъективной ошибки, которая повлечет за собой негативные последствия в виде отказа в продлении сроков действия лицензии.

Практика продления сроков действия лицензии показала, что указанное лицензионное требование является не только фактически неисполнимым, но и используется недобросовестными регуляторами рынка для достижения политических целей (например, для очистки рынка от «неугодных» участников).

Действующее законодательство предусматривает административную ответственность за ненадлежащее размещение информации в ГИС ЖКХ (ст.13.19.2 КоАП РФ). Соответственно, указанные нарушения могут в текущем режиме выявляться органами государственного жилищного надзора и не должны влиять на факт решения вопроса о продлении сроков действия лицензии.

На основании изложенного Ассоциация предлагает рассмотреть вопрос об исключении лицензионного требования о размещении информации в ГИС ЖКХ при рассмотрении вопроса о продлении срока действия лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Данная позиция была направлена нами в Комитет ГД по строительству и ЖКХ.


Поделитесь с коллегами и друзьями

Возврат к списку

  • Главная
  • Об Ассоциации
  • Мероприятия
  • Документы

Ассоциация управляющих организаций
"Новое Качество" © 2019 - 2023

  • info@neo-q.ru
  • Пользовательское соглашение
Разработка сайта: Софт-Навигатор
Закрыть окно

Заказать обратный звонок

Закрыть окно

Ваш регион: Ивановская область

Закрыть окно

Авторизация

Не можете войти?
Закрыть окно

Подпишитесь на нашу рассылку

Получайте полезную информацию о новостях и мероприятиях на свою почту

Нет, спасибо