Конституция РФ (статьи 75 и 106) закрепляет принцип установления и изменения правил оплаты налогов и сборов исключительно на основании федеральных законов, принятых Государственной Думой РФ, и, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации РФ.
В соответствии с указанными нормами Конституции РФ Налоговым кодексом РФ (статья 4) был установлен запрет на изменения и дополнения законодательства о налогах и сборах на основании актов как органов государственной власти, в том числе, Правительства РФ, так и органов местного самоуправления.
Однако, ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции сделала необходимым установления более гибких механизмов изменения законодательства о налогах и сборах.
В связи с этим, был принят Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 102-ФЗ), который регулирует несколько блоков вопросов:
1) Уполномочивание органов государственной власти, в том числе, Правительства РФ, и органов местного самоуправления на предоставление отсрочки уплаты налогов и сборов и неприменения штрафов за их несовременную оплату;
2) Порядок определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам в банках;
3) Предоставления отсрочки и снижения размера уплаты налогов и сборов, в том числе и страховых взносов.
Так, Федеральный закон № 102-ФЗ дополняет пункт 4 Налогового кодекса РФ пунктами 3 – 5, которым Правительству РФ предоставляется право в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно):
1) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе сроков назначения (проведения) проверок;
2) продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и страховых взносов;
3) продление установленных законодательством субъектов РФ и муниципальных образований сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;
4) продление сроков представления налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов (сведений);
5) продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений об их взыскании;
6) дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;
7) основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;
8) основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов (сведений).
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также продление установленных законодательством субъектов РФ и муниципальных образований сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора в случае, если указанные действия не совершены Правительством РФ.
Таким образом, Правительство РФ получает обширные права на предоставление различных льгот, касающихся как отсрочки уплаты налогов и сборов, так и послабления мероприятий налогового контроля.
Однако указанные права могут быть реализованы только до конца 2020 года и срок предоставления вышеперечисленных льгот должен оканчиваться не позднее 31 декабря 2020 года.
Кроме того, в связи с предоставлением Правительству РФ и органам власти субъекта РФ указанных прав, Федеральным законом № 102-ФЗ внесены изменения во многие статьи Налогового кодекса РФ. В основном, указанные изменения направлены на снятие запретов на регулирование вышеперечисленных вопросов, путем издания органами государственной власти собственных нормативных правовых актов, дополняющих законодательство о налогах и сборах.
Также внесены изменения в правила исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. Теперь, нерабочими днями считаются не только дни, которые в соответствии с законом признаются выходными или нерабочими праздничными днями, но и дни, признанные актом Президента РФ выходными, нерабочими праздничными или просто нерабочими днями.
Второй блок вопросов, касается особенностей определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации.
Как уже было объявлено Президентом РФ, доходы физических лиц по вкладам, превышающие один миллион рублей, будут облагаться налогом.
В соответствии с Федеральным законом № 102-ФЗ налоговая база в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам в банках, определяется как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Центрального банка РФ, действующей на первое число налогового периода.
При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде процентов, полученных по вкладам в рублях, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.
Также важно отметить, что указанные изменения налогового законодательства будут применяться к доходам, полученным налогоплательщиками начиная с 1 января 2021 года.
Последний блок вопросов, которые мы будем рассматривать в данной публикации, касаются снижения страховых взносов.
Федеральным законом № 102-ФЗ вносятся изменения в статью 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», касающиеся применения пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, начиная с апреля 2020 года для страхователей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, применяются следующие тарифы страховых взносов:
1) в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:1.1. в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, в пределах МРОТ – в размере 22,0 процента;
1.2. в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, превышающих МРОТ – в размере 10,0 процента.
2) свыше предела установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц в пределах МРОТ, так и превышающих МРОТ – в размере 10,0 процента.
Кроме того, в отношении некоторых тарифов страховых взносов меняется порядок определения суммы страховых взносов на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии в отношении застрахованных лиц (0,0 или 6,0 процента на финансирование накопительной пенсии).
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что Федеральным законом № 102-ФЗ уже реализованы некоторые антикризисные меры, касающиеся снижения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Но, в большей степени, данным законом предоставлены обширные права, как Правительству РФ, так и властям субъектов РФ.
Часть этих прав уже реализуется на практике, в связи с чем, необходимо тщательно следить за изменениями законодательства о налогах и сборах, в особенности, за издаваемыми органами исполнительной власти нормативными правовыми актами.