В Государственную Думу внесен проект федерального закона № 736449-8 О внесении изменений в статью 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поправки коснутся тех, кто мешает провести либо завершить надзорное (контрольное) мероприятие.
Чем обоснованы проектируемые изменения?
Как следует из пояснительной записки к законопроекту № 736449-8 Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ изменил правила проведения государственного и муниципального контроля в России. Теперь все проверки основаны на оценке рисков и предотвращении нарушений. Это значит, что плановые проверки проводятся в зависимости от того, насколько велик риск нарушения. А внеплановые проверки могут быть вызваны появлением признаков нарушения.
Закон также ввел новые формы контрольных мероприятий, чтобы снизить нагрузку на бизнес и использовать более современные подходы. Важным изменением стало то, что теперь нельзя привлекать кого-либо к ответственности без проведения проверки.
Правительство России в марте 2022 года установило, что проверки проводятся только в исключительных ситуациях, когда возможен серьезный вред общественным интересам. Это позволяет уменьшить административное давление на бизнес.
Кроме того, закон от 14 июля 2022 года № 290-ФЗ запретил привлекать к ответственности компании без проверки. Это подчеркивает важность каждой проверки, и если кто-то мешает её проведению, последствия могут стать более серьезными.
Некоторые компании, особенно в сфере жилищно-коммунальных услуг, предпочитают избегать проверок, чтобы скрыть нарушения. Это связано с тем, что штрафы за уклонение от проверки могут быть меньше, чем штрафы за выявленные нарушения. Например, если компания нарушает правила управления многоквартирными домами, штрафы могут достигать 350 тысяч рублей, а в некоторых случаях даже привести к аннулированию лицензии.
Административные штрафы должны быть такими, чтобы компании было невыгодно нарушать закон. В связи с этим предложено увеличить штрафы за препятствование проверкам.
Конкретнее, законопроектом предлагается увеличить штрафные санкции по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ за совершение указанных действий (бездействия), повлекших невозможность проведения или завершения проверки, для должностных лиц до размера от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических лиц - до размера от 250 000 до 500 000 рублей, а также распространить действие названной части на совершение указанных действий, повлекших невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, осуществления специальных режимов государственного контроля (надзора).
За повторное совершение указанных правонарушений (часть 3 статьи 19.4.1 Ко АП РФ) размер административного штрафа предлагается установить для должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей, для юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 рублей. Дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года сохраняется без изменений.
Также согласно законопроекту, вносятся изменения в статью 19.4.1 КоАП РФ, касающиеся терминологии.
Во-первых, в наименовании статьи и в тексте первой части заменяются слова «государственного надзора» на «государственного контроля (надзора)». Также уточняется формулировка о проведении проверок: вместо «по проведению проверок или уклонение от таких проверок» вводится более развернутая формулировка, охватывающая «по проведению контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, осуществления специальных режимов государственного контроля (надзора) или уклонение от проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, осуществления специальных режимов государственного контроля (надзора)».
Во-вторых, в абзаце первом части 2 слова «проверки, –» заменяются на более детализированное «контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, осуществления специальных режимов государственного контроля (надзора), –».
Законопроект № 736449-8.