«По итогам 2023 года нам удалось увеличить сбор дебиторской задолженности, который составил 102 %. Также мы увеличили сбор по итогам января на 15 % по сравнению с предыдущими периодами», – так начал свое выступление Василий Микрюков, руководитель управления по работе с дебиторской задолженностью ГК Комфорт и член Ассоциации управляющих организаций «Новое качество», на Форсайт-сессии «Управление общим имуществом МКД: проблемы и решения» в рамках «Российской строительной недели – 2024». Спикер выступил с темой «Развитие механизмов взыскания задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг». В ходе выступления Василий Микрюков поделился опытом применения конкретных механизмов по взысканию долгов, которые привели к положительному результату в виде увеличения процента сбора дебиторской задолженности. Для наглядности весь период работы с дебиторской задолженностью спикером был разделен на три этапа, в каждом из которых рассмотрен свой механизм взаимодействия с должниками и иными лицами. 1. «Досудебный этап – расширение каналов коммуникаций». На данном этапе спикер отметил результативность использования мессенджеров, с помощью которых уже ведется 30–35 % всех диалогов с клиентами-должниками. Для этого была выделена специальная группа по взаимодействию через различные мессенджеры, соцсети и e-mail, т. е. каналы с обратной связью. Через них осуществляется напоминание клиентам о наличии долгов, объяснение последним причин их возникновения, доведение важной информации по перерасчетам, а также по запросу направляются документы для оплаты и получается ее подтверждение. 2. «Судебный этап (приказное производство) – сокращение сроков в претензионной работе». Говоря об этом этапе работы с дебиторской задолженностью, Василий Микрюков обратил внимание на те механизмы, которые позволили сократить сроки подачи заявлений в суд с четырех до двух с половиной месяцев. В частности, это: – выстраивание «конвейерного» принципа, что позволило просуживать всех должников, допустивших просрочку более 70 дней (за исключением клиентов с рассрочкой и спорным долгом); – выделение взаимодействия с судами в отдельный процесс с целью сокращения срока получения исполнительного документа. Данный способ, по мнению спикера, является одним из самых действенных. Так, приводя пример из своего опыта, Василий Микрюков, указал на сокращение таких сроков в ряде участков с пяти–шести месяцев до двух с половиной – трех.
Также спикер уточнил, что на этапе тестирования находится процесс подачи заявлений в электронном виде через портал mos-sud.ru, который, предположительно, позволит подавать в автоматическом режиме порядка 15–20 % дел, однако более конкретно о цифрах можно будет говорить во втором полугодии текущего года. 3. «Этап принудительного взыскания – фокус на взыскание через Банки + ИФНС». Василий Микрюков рассказал, как на данном этапе работы увеличена собираемость долгов до 16 % от портфеля в месяц, при этом по исполнительным документам, находящимся на исполнении в банке, в месяц возврат составил порядка 22 %, а по делам, которые были предъявлены в банки в текущем периоде, максимальный возврат по итогам 2023 года составил 43 %. К вниманию участников была представлена следующая схема работы: – предъявление в Сбербанк не позже одного дня с момента получения исполнительного документа; – параллельно запрос в ИФНС об открытых счетах; – контроль получения денежных средств; – при нулевом значении или значении менее 200 рублей в течение 45 дней после предъявления исполнительного документа – отзыв из Сбербанка и предъявление по другим кредитным организациям, указанным в ответе ИФНС в порядке актуальности счетов по дате открытия; – предъявление в УФССП только после проведения всех мероприятий по работе с банками. В заключение спикер указал, что на сегодняшний день в процессе претензионной работы недостаточно разработан механизм, позволяющий через один источник получать информацию о должнике. На примере ГИС ЖКХ, возможность получать информацию из Росреестра, ИФНС, УФМС и ПФР (Социальный фонд) значительно увеличила бы эффективность самостоятельной работы управляющей организации, направленной на взыскание денежных средств по вступившим в законную силу исполнительным документам. Также данный процесс позволит значительно уменьшить нагрузку на судебных приставов – исполнителей, так как большинство взысканий поступают за счет обращения взыскания денежных средств на счетах должника и обращения взыскания на заработную плату. |
Новые механизмы сбора дебиторской задолженности
11.03.2024