О дисбалансе прав и обязанностей управляющих организаций и РСО
13.03.2024

Выступая на тему «О дисбалансе прав и обязанностей управляющих организаций и РСО», спикер затронул проблему несоразмерности действующих штрафных санкций, устанавливаемых в отношении разных субъектов сферы ЖКХ.
В частности, Павел Кадочкин отметил, что своевременность и полнота взаиморасчетов между ресурсоснабжающими и управляющими организациями за предоставленные коммунальные ресурсы напрямую зависит от поступления последним денежных средств от населения, в связи с чем УО по сравнению с остальными участниками указанных взаиморасчётов находятся в неравных условиях. Так, УО могут начислять пени потребителям только с 31-го дня просрочки и в размере 1/300 ставки, в то время как сами обязаны заплатить поставщику коммунального ресурса пени, начиная с 1-го дня просрочки и в большем размере.
В продолжение обзора проблемы спикер также указал, что обостряется ситуация складывающейся судебной практикой по рассмотрению соответствующих споров между УО и РСО, исходя из которой следует редкое применение судами положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении вопроса о снижении и соразмерности начисленной РСО управляющей организации неустойки.
Обосновывая довод о дисбалансе, действующем в части применения штрафных санкций, спикер привел в пример положения ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок начисления пени потребителям, с одной стороны, и положения ч. 93 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ч. 64 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», предусматривающие порядок расчета пени для управляющих организаций, с другой стороны, дополнив, что данная ситуация является реальной причиной образования у УО убытков в значительном размере.
Павел Кадочкин отметил, что внесение изменений в порядок расчета пени для всех участников жилищных правоотношений и установление единого порядка расчета позволят:
– защитить лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, от несправедливой финансовой нагрузки;
– освободить УО от необходимости вступать в длительные судебные споры с РСО для защиты своих интересов и доказывания несоразмерности размера пени;
– снизить уровень задолженности УО перед РСО.