ООО «Управляющая компания «Домоуправ-Стандарт» обратилось в Управление Министерства внутренних дел РФ по городу Челябинску с заявлением о предоставлении необходимой информации о собственниках и пользователях жилых помещений в МКД, которые находились под его управлением.
МВД отказало обществу в предоставлении запрашиваемой информации.
Управляющая компания не согласилась с отказом уполномоченного органа и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Позиция истца
Отказ ответчика противоречит действующему законодательству поскольку препятствует:
– надлежащему исполнению обязанностей по управлению МКД в части осуществления сбора, обновления и хранения информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме;
– осуществлению обработки полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами;
– обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг.
Позиция ответчика
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами адресно-справочные учеты МВД РФ формируются по установочным данным граждан (фамилия, имя, отчество), а не по месту регистрации.
Действующим законодательством Российской Федерации в сфере миграции ведение и хранение адресных учетов жилых помещений, сведений о собственниках и лицах, зарегистрированных в жилых помещениях и предоставление указанных сведений на органы внутренних дел не возложено.
Итоги рассмотрения дела
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15 ноября 2023 г., оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2024 г. (апелляция) и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 9 июля 2024 г. (кассация), требования удовлетворены:
– оспариваемое решение признано недействительным;
– на Управление возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов управляющей организации путем предоставления информации.
Определением Верховного Суда РФ от 30.09.2024 № 309-ЭС24-15824 в передаче кассационной жалобы Управления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующим.
– Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п.п. 1,2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).
– Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
– Управление является территориальным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции на поднадзорной территории.
– Полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации (п. п. 1, 2, 3 ст. 17 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ).
– Передаваемая в ГИС ЖКХ информация формируется на основе обработки сведений, содержащихся в базовом государственном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и государственной системе миграционного учета.
– В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу (ст. 3 Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1).
– Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
– К числу случаев обработки персональных данных отнесена обработка персональных данных для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (п. 5 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ).
– Положения указанного п. 5 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ направлены на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, обеспечивают защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2018 № 1810-О).
– Управляющая организация является оператором персональных данных и в силу действующего жилищного законодательства имеет право и обязана осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.
Выводы суда
Поскольку управляющая организация является оператором персональных данных, она вправе обрабатывать и запрашивать их.
Поскольку в состав Управления МВД РФ по городу Челябинску входит отделение по вопросам миграции, то оно, являясь территориальным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции на поднадзорной территории, обладает запрашиваемой информацией как орган, уполномоченный вести учет и регистрацию граждан.
Поскольку обязанность по внесению запрашиваемых сведений в ГИС ЖКХ, равно как и по предоставлению указанных сведений возложена на органы миграционного учета, отказ Управления нарушил права и законные интересы управляющей организации.