Обзор судебной практики по вопросу правомочия управляющих организаций по самостоятельному получению адресно-справочной информации о жильцах МКД
15.05.2024
![](/upload/iblock/523/fq9vwrzyb3trg53cqqu6532ndhg181vq.jpg)
Судебная практика по данному вопросу не обширна, но для прояснения ситуации ее обобщение поможет расставить некоторые точки над i.
Так, предметом рассмотрения дел № А76-20209/2021, № А07-33322/2022, № А76-40744/2022 и № А28-12294/2022 стали требования о признании недействительными ненормативных правовых актов уполномоченного органа об отказе в предоставлении сведений о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания граждан в многоквартирных домах (адресно-справочной информации).
Отметим, что заявителем по делу № А28-12294/2022 являлось товарищество собственников недвижимости (ТСН), однако данный факт не изменяет квалификации правоотношений, поскольку к обоим субъектам в рассматриваемом споре применимы аналогичные норма права.
Цели обращения к уполномоченному органу за адресно-справочной информацией:
– необходимость взыскания задолженности за коммунальные услуги;
– предоставление справок с места жительства собственникам.
Основания отказа в предоставлении сведений уполномоченным органом:
– заявителем не соблюден порядок заполнения заявления о предоставлении адресно-справочной информации, а именно – не указаны данные граждан, в отношении которых запрашивалась адресно-справочная информация;
– отсутствует согласие лица, в отношении которого запрашивается адресно-справочная информация, для оказания государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации;
– ведение адресных учетов жилых помещений, домовых книг, определение родственных связей граждан и предоставление указанных сведений в соответствии с действующими законодательством Российской Федерации в сфере миграции на органы внутренних дел не возложено.
Отметим, что все поименованные судебные дела дошли до кассационной инстанции. По делу № А76-20209/2021 МВД РФ была подана кассационная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации, в передаче ее для рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано (Определение от 18.08.2022 № 309-ЭС22-13591). Мотив отказа: доводы жалобы не позволили сделать вывод о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера.
Позиция судов
Требования заявителей о признании отказов в предоставлении адресно-справочной информации недействительными – правомерны, уполномоченный орган обязан предоставить управляющим организациям соответствующую информацию.
Мотивировочная часть
– под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»);
– оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, а также определяющее цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2 статьи 3 Закона № 152-ФЗ);
– обработка персональных данных допускается в случае, если необходима для исполнения договора, согласно которому субъект персональных данных является выгодоприобретателем или поручителем, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (часть 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ);
– лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. (часть 4 статьи 6 Закона № 152-ФЗ);
– под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416);
– управление МКД помимо прочего обеспечивается выполнением следующих стандартов:
1) ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
2) организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
– управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, которые должны включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо (абзац 7 и 8 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354);
– предоставление указанных выше сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» (абзац 19 пункта 6 Правил № 354);
– в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан. Обязанность по размещению информации в указанной системе возлагается на территориальный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (подпункт 8 пункта 1 статьи 6, пункт 8 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»).
Выводы
1. Осуществляя деятельность по управлению МКД, управляющая организация является оператором персональных данных, поскольку в силу действующего жилищного законодательства она имеет право и обязана осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирным домом, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.
2. Запрашиваемые УО сведения носят открытый характер, право на их получение имеется у управляющей организации, а обязанность по их внесению в государственную информационную систему, равно как и по предоставлению указанных сведений, возложена на органы миграционного учета.
3. Способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов УО в виде обязания уполномоченного органа предоставить запрашиваемую информацию направлен на восстановление прав управляющей организации и соответствует закону.