26 июля на площадке Минстроя России прошло очередное совместное заседание Президиумов Правлений «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «Некоммерческое партнерство «ОПОРА».
В рамках данного мероприятия выступил Марк Геллер, член Президиума Правления «ОПОРА РОССИИ», Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству, Советник Президента Ассоциации управляющих организаций «Новое качество».
В своем выступлении Марк Геллер затронул один из ключевых вопросов, касающийся процесса трансформации рынка управления многоквартирными домами. В частности, он акцентировал внимание на том, что работа над поиском оптимального пути развития правового регулирования деятельности управляющих организаций ведётся уже более двух лет и сегодня можно с уверенностью сказать, что анализ и построение возможных сценариев завершены. Экспертное и профессиональное сообщество пришло к следующим выводам. Можно пойти по пути донастройки системы лицензирования с перераспределением полномочий и усилением лицензионного контроля, но это не приведёт к существенным переменам и увеличит финансовую нагрузку на бюджеты всех уровней, либо пойти по пути перехода на систему обязательного саморегулирования.
При этом отмечено, что профессиональные участники рынка и эксперты, в частности, «ОПОРА РОССИИ» поддерживают именно переход на систему обязательного саморегулирования, которая успешно применяется в оценочной, аудиторской, строительной и других сферах.
Марк Геллер резюмировал, что анализ текущей ситуации на каждом рынке экономики, где был совершен переход на систему саморегулирования, показывает достижение ключевых задач. Это уход с рынка непрофессиональных и недобросовестных игроков, повышение качества работ (услуг), которое произошло в связи с появлением контроля соответствия организации квалификационным требованиям, а также с внедрением контроля деятельности со стороны профессиональных участников рынка. Произошла стандартизация деятельности, что также оказало положительное влияние на качество предоставляемых работ (услуг).
С целью совершенствования системы контроля и надзора в сфере управления жилым фондом, перераспределения полномочий между органами государственной власти, органами местного самоуправления и саморегулируемыми организациями, Марк Геллер предложил осуществить переход от государственного лицензирования деятельности управляющих организаций на обязательное саморегулирование с учетом следующих особенностей:
1) установление регионального принципа саморегулирования по формуле «1 регион — 1 СРО». Цель – предотвращение конкуренции в данной некоммерческой сфере и возможных фактов злоупотреблений и негативной мотивации, а также обеспечение более действенного и прозрачного механизма контроля за участниками рынка на местах;
2) предоставление органам региональной государственной власти правовой возможности непосредственного участия в формировании органов управления региональных СРО, а также права на оказание непосредственного влияния на ключевые принимаемые СРО решения, связанные с допуском на рынок его участников и прекращением такого допуска.
В заключении Марк Геллер отметил, что это решение поднимет сферу управления многоквартирными домами на новый, более качественный уровень, повысит эффективность и контроль, что положительно повлияет на жизнь практически каждого жителя страны.
Помимо указанного Марком Геллером также была поднята проблема эффективности эксплуатации объектов капитального строительства (ОКС), включая его капитальный и текущий ремонты, содержания, продления жизненного цикла ОКС в целом. В частности, речь идет об отсутствии единой системы федерального государственного учета технического состояния ОКС в цифровом формате, актуальной и доступной для всех участников отношений по эксплуатации ОКС: собственников, уполномоченных органов власти, регоператоров капитального ремонта, управляющих организаций.
Так, в качестве примера приведена ситуация, когда текущие региональные программы капитального ремонта содержат перечень многоквартирных домов с указанием сроков выполнения работ, но не учитывают текущее состояние зданий. Это приводит к неэффективному использованию средств собственников и сокращению срока службы домов. Отсутствие информации о текущем обслуживании МКД не позволяет объективно оценить эффективность работы и прогнозировать износ здания. Смена управляющей компании усложняет данный процесс, так как история обслуживания и ремонта теряется вместе со старой компанией. В связи с чем, Марк Геллер указал на целесообразность создания системы учёта технического состояния ОКС, которую следует начать именно с жилого фонда.
На мероприятии Марку Геллеру вручили Почетный знак Минстроя России за профессионализм, трудолюбие и верность профессии.