Суть дела Многоквартирный дом (далее – МКД) находится в управлении ООО «Управляющая компания Ворошиловского района» (далее – УК). В период с 21 марта 2022 года по 25 марта 2022 года УК инициировано проведение общего собрания собственников помещений МКД в форме очно-заочного голосования. Общее собрание не достигло кворума, в связи с чем решение об изменении размера платы за содержание общего имущества не было принято. На основании данного обстоятельства УК обратилась с заявлением в Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда об установлении размера платы за содержание жилого помещения в МКД. По результатам рассмотрения заявления администрацией Волгограда 20 апреля 2022 года принято постановление № 434 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения», которым с 1 мая 2022 года размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в конкретном МКД установлен в размере 22 рубля 28 коп. за 1 кв. м общей площади жилых помещения в месяц. Получив в июне квитанцию на оплату ЖКУ за май 2022 года и узнав повышении тарифа, один из собственников посчитал его необоснованным и обратился в суд к администрации Волгограда о признании недействующим постановления от 20 апреля 2022 года № 434. В кассационном представлении прокурор Волгоградской области указал, что оспариваемое постановления не соответствует НПА, имеющим большую юридическую силу, предусматривающим экономическую обоснованность утверждаемого органом местного самоуправления тарифа на содержание общего имущества МКД. Указанный принцип администрацией Волгограда не соблюден. Результат рассмотрения дела Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 27 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 27 октября 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано. В частности, суды отметили: – оспариваемое постановление принято в соответствии с законодательством и уполномоченным органом; – постановление является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает правила поведения, обязательные для неопределённого круга лиц и рассчитанные на многократное применение; – управляющая организация передала всю необходимую документацию органу местного самоуправления для установления тарифа, а рост индекса платы за содержание жилья, определённый оспариваемым документом, составил 35,4 % при допустимом значении 43,9 %. Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02 апреля 2024 года № 8а-4933/2024(88а-8720/2024) указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Волгограда. Мотивировочная часть дела Рассматривая жалобу управляющей организации, кассационный суд отметил, что нижестоящими судебными инстанциями не учтено следующее. – размер платы за содержание жилого помещения в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, должен устанавливаться органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ); – плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ); – плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 9.1 ст. 156 ЖК). А частями 9.2 и 9.3 той же статьи ЖК РФ установлен порядок определения размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета и при их отсутствии; – указания по расчету и определению размера такой платы содержатся и в Методических рекомендациях по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Минстроя России от 06 апреля 2018 года № 213/пр; – Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения. В названном Перечне указано, что именно должно включаться в содержание, техническое обслуживание дома; – Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491; – содержание общего имущества в многоквартирном доме должно включать расходы за содержание жилого помещения в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п. 29 Правил); – установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений (правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Определении от 21 апреля 2011 года № 522-0-0). Выводы Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает структуру платы за содержание жилых помещений. Органы местного самоуправления при определении размера платы за содержание жилого помещения должны учитывать требования приведенных выше федеральных норм, обосновывая устанавливаемый размер такой платы, в том числе в зависимости от типа, технического оснащения и состояния многоквартирных домов, степени их физического износа и других критериев. Поскольку утверждаемые тарифы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домом должны определяться не произвольно, органом местного самоуправления следует проводить при принятии нормативного правового акта анализ и оценку экономических факторов, а именно имелось ли экономическое обоснование для установления тарифов в заявленном управляющей компанией размере, соблюден ли принцип экономической обоснованности. На основании изложенного, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что доводы кассационного представления о том, что указанное повышение экономически необоснованно заслуживают внимания, поскольку данное обстоятельство судами нижестоящих инстанций, вопреки требованиям положений частей 7 и 8 статьи 213 КАС РФ, не проверено. Установлено, что при новом рассмотрении дела суду необходимо принять во внимание, изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов участников административного судопроизводства. |
Оспаривание повышения тарифов на содержание жилого помещения: обзор судебного акта
18.07.2024
