Гражданин обратился в Конституционный Суд РФ для проверки конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, а также пунктов 56.2 и 148.36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).
Обращение было связано с тем, что гражданин является собственником двух квартир, расположенных в Нижнем Новгороде, где он зарегистрирован по месту жительства и проживает в холодное время года, и в городе Рыбинске Ярославской области, где он проживает с мая по сентябрь. При этом гражданину было отказано в перерасчете платы за вывоз твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в городе Рыбинске, так как Правила № 354 предусматривают начисление платы за ТКО по количеству собственников, если в помещении отсутствуют иные зарегистрированные лица.
Гражданин обратился в районный суд, который обязал Регионального оператора осуществить перерасчет платы за вывоз ТКО. Однако, суды последующих инстанций, вплоть до Верховного Суда РФ, поддержали позицию Регионального оператора, отказав гражданину в перерасчете платы.
При этом суды указали на тот факт, что гражданин зарегистрирован в Нижнем Новгороде, а в квартире в городе Рыбинск никто не зарегистрирован. Следовательно, Региональный оператор в полном соответствии с Правилами № 354 начисляет плату исходя из одного жильца, а именно ее собственника квартиры.
В связи с изложенным, гражданин просил Конституционный Суд РФ признать незаконными части 11 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, а также пунктов 56.2 и 148.36 Правил № 354 в части, препятствующей перерасчету платы за вывоз ТКО собственнику жилого помещения, не зарегистрированному в нем по месту постоянного жительства, при отсутствии иных проживающих в этом помещении граждан. По мнению гражданина, тем самым законодатель понуждает такого собственника оплачивать фактически не потребленную им услугу.
Конституционный Суд РФ в своемпостановлении от 02 декабря 2022 г. № 52-П согласился с доводами гражданина и указал на недопустимость такого применения части 11 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, а также пунктов 56.2 и 148.36 Правил № 354, которое препятствует предоставлению собственнику жилого помещения права на перерасчет платы за вывоз ТКО, в зависимости от наличия или отсутствия у этого собственника регистрации по месту жительства.