Ранее сообщалось, что в Государственную Думу внесен законопроект № 1005197-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части уточнения административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении.
21.10.2025 Государственная Дума приняла законопроект во втором и третьем чтениях. Введены новые части 6–8 статьи 9.24 КоАП РФ, которые устанавливают конкретную административную ответственность для всех субъектов, перечисленных в части 1 статьи 20 закона № 190-ФЗ — в том числе управляющих организаций и ТСЖ/ЖСК. Кроме того, при принятии закона размер штрафов увеличился в сравнении с первоначальной версией.
Что именно теперь подпадает под ответственность управляющих организаций?
Если в ходе проверки готовности к отопительному периоду составлен акт с оценкой готовности, в котором указаны нарушения (например, неисправности в системе отопления МКД, отсутствие гидравлических испытаний, несвоевременная подготовка документации и т.п.), то управляющая организация обязана устранить эти нарушения в установленный срок. В случае неустранения нарушений в срок — она привлекается к административной ответственности.
Размеры штрафов для управляющих организаций и их должностных лиц
В зависимости от категории нарушений (указаны в акте оценки готовности), применяются следующие санкции:
✅ Часть 7 ст. 9.24 КоАП РФ — за неустранение нарушений, выявленных в акте, указанных в п. 2–6 части 1 ст. 20 закона № 190-ФЗ, то есть прямо касается управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и иных лиц по п. 4–5 ст. 20:
- Должностные лица: штраф от 5 000 до 15 000 руб.
- Юридические лица: штраф от 20 000 до 40 000 руб.
✅ Часть 8 ст. 9.24 КоАП РФ — за неустранение нарушений, указанных в п. 3–5 части 1 ст. 20 закона № 190-ФЗ (в том числе — управление МКД, содержание внутридомовых систем отопления):
- Граждане (например, председатель ТСЖ или совета МКД): штраф 500 руб.
- Должностные лица: штраф от 5 000 до 15 000 руб.
- Юридические лица: штраф от 20 000 до 40 000 руб.
Ответственность наступает только при неустранении нарушений в установленный срок, а не за сам факт их наличия.
Это не дублирует уже существующую ответственность по Жилищному кодексу или за нарушение правил содержания общего имущества — это отдельная мера, направленная именно на обеспечение готовности к отопительному сезону.
Управляющие организации теперь включены в общий механизм государственного контроля за подготовкой к отопительному периоду наравне с теплосетями и муниципалитетами.