Причиной неоднократных попыток регулирования данных правовых отношений являются возникающие случаи злоупотреблений, как со стороны операторов связи, так и со стороны управляющих организаций, выражающиеся в бесконтрольном доступе, причинении ущерба общему имуществу и безучетном потреблении электрической энергии – с одной стороны; а также в безосновательном ограничении доступа в места общего пользования – с другой.
Основная цель законопроекта – предотвратить вышеуказанные злоупотребления, обеспечив при этом доступ граждан к информации.
Стоит отметить, что проект закона вызвал много обоснованной критики со стороны экспертного сообщества и, по нашему мнению, нуждается в доработке.
Ниже мы приводим четыре предложения нашей Ассоциации, которые необходимо учесть в следующей редакции законопроекта:
1. Невозможно осуществлять бесконтрольный доступ организаций связи на общее имущество.
Законопроект предусматривает необходимость отмены решений общего собрания по вопросам доступа организаций связи к общему имуществу. Однако бесконтрольный допуск организаций связи в места общего пользования недопустим. Именно управляющая организация в силу закона уполномочена представлять интересы собственников по вопросам содержания общего имущества.
Таким образом, доступ к общему имуществу возможен при исполнении организацией связи технических условий размещения оборудования связи на общем имуществе. При этом управляющая организация не вправе отказать в выдаче технических условий и доступе организации связи к общему имуществу при их исполнении.
Предложение: закрепить возможность предоставления организациям связи доступа к общему имуществу при исполнении технических условий управляющей организации.
2. Необходимо установление подробного порядка подключения оператора связи к сетям электроснабжения многоквартирного дома, а также установление порядка учета электрической энергии.
Законопроект предполагает, что потребленная оператором связи плата за электрическую энергию будет учитываться в составе платы за содержание жилого помещения (в составе платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества). Вместе с тем, подобный порядок приведет к смешиванию субъектного состава данных правовых отношений, когда оператор связи в отсутствие договора ресурсоснабжения, будет иметь обязанность по оплате потребленной энергии вне жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Более того, законопроект не определяет порядка и способов определения объемов потребленной электрической энергии.
Предложение: предусмотреть необходимость заключения отдельного договора для энергоснабжающей организации и оператора связи, а также установить обязанность оператора связи по установке приборов учета, определяющих объем потребляемой электроэнергии.
3. В регулировании нуждается вопрос взаимодействия между управляющими организациями и операторами связи.
При размещении в многоквартирных домах оборудования и сетей операторов связи, в регулировании нуждаются вопросы безопасной эксплуатации общего имущества (установление требований к технологическим схемам подключения, показателям предельно допустимых нагрузок на энергосистему, выдаче технологических условий на размещение сетей на общем имуществе и др.). Указанные вопросы должны быть в общем виде урегулированы положениями Жилищного кодекса РФ. При этом, детальное регулирование должно осуществляться на уровне подзаконного нормативного правового акта. Более того, управляющие организации (и иные лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами) должны иметь надзорные полномочия над операторами связи, разместившими оборудование на общем имуществе, так как именно УО несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.
При отсутствии надлежащей урегулированности вышеуказанных спорных отношений и наличии беспрепятственного доступа операторов связи к общему имуществу, имеются явные предпосылки к злоупотреблениям со стороны операторов связи.
Более того, исполнимость нормы зависит от наличия санкции за ее неисполнение. Законопроект должен содержать положения о гражданско-правовой и административной ответственности операторов связи за нарушения законодательства при использовании общего имущества.
Предложения: выработка общих условий взаимодействия управляющей организации и оператора связи, а также установление ответственности для операторов связи за нарушение порядка использования общего имущества.
4. Бесплатное использование операторами связи общего имущества противоречит установленной законом презумпции возмездности использования общего имущества собственников помещений в МКД.
Использование общедомового имущества производится операторами связи с целью извлечения прибыли, а не для обеспечения жителей услугами связи на безвозмездной основе. При этом, использование общего имущества для размещения сетей связи безусловно увеличивает количество расходов управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества. Таким образом, бесплатное размещение оборудования связи не может являться основанием для уклонения операторов связи от внесения платы собственникам за использование общего имущества.
Предложения: предусмотреть возмездность использования общего имущества для операторов связи.