6 декабря 2023 года состоялось совместное заседание комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда» и Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, в рамках которого в том числе обсуждался вопрос совершенствования системы допуска на рынок управления жилищным фондом.
По итогам обсуждения Комитету Государственной Думы по строительству и ЖКХ и Минстрою России было поручено провести сравнительный анализ действующей системы лицензирования деятельности управляющих организаций с другими потенциально возможными системами допуска на рынок.
В целях выполнения данного поручения уже в январе текущего года при Комитете была сформирована рабочая группа, в которую помимо депутатов вошли эксперты от делового сообщества (ТПП РФ, ОПОРА РОССИИ, Деловая Россия, Ассоциации «Совет ЖКХ» и «Новое качество» и др.).
Анализ проводился по нескольким критериям: процедура допуска участников на рынок, система контроля и надзора, процессы разрешения споров, ответственность управляющих организаций, стимулирование инвестиционной деятельности и роль власти в регулировании сегмента управления жилищным фондом.
В результате проведенной работы сформированы три возможных сценария развития рынка управления жилищным фондом:
1) «Консервативный» - сохранение системы лицензирования с точечным изменением регулирования в части перераспределения полномочий между органами власти и ужесточения лицензионных требований;
2) «Прогрессивный» - переход на обязательное саморегулирование деятельности лиц, осуществляющих управление жилищным фондом, сопряженный с передачей большинства полномочий в сфере контроля и надзора в СРО, одновременно установив государственный контроль и надзор за СРО, в том числе посредством вхождения представителей органов власти в органы управления СРО.
3) «Альтернативный» - переход к институту региональных операторов управления жилищным фондом. Данный сценарий предполагает передачу рынка управления жилищным фондом государству, упразднение института управляющих организаций и введение института эксплуатирующих организаций, которые будут проходить процедуру аккредитации у регионального оператора.
Каждая из трех представленных систем допуска, безусловно, имеет свои плюсы и минусы. Поэтому выводы по каждому варианту сформулированы, исходя из достижимости таких стратегических задач как повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, формирование баланса прав и обязанностей управляющих организаций, собственников помещений в МКД и РСО, повышение инвестиционной привлекательности рынка управления жилищным фондом, совершенствование системы контроля и надзора в сфере управления МКД.
Учитывая все факторы изложенного сравнительного анализа, предлагается развивать рынок управления жилищным фондом по направлению «Прогрессивного» сценария с переходом сегмента отрасли на модель обязательного саморегулирования деятельности лиц, осуществляющих управление жилищным фондом с учетом ряда особенностей (региональный принцип создания СРО, участие представителей органов власти в создании и работе СРО, и др.).
Положительный опыт саморегулирования оценочной, аудиторской, антикризисной (арбитражные управляющие) и других видов деятельности это подтверждает. Анализ текущей ситуации на каждом рынке экономики, где был совершен переход на систему саморегулирования, показывает достижение ключевых задач. Это уход с рынка непрофессиональных и недобросовестных игроков, повышение качества работ (услуг), которое произошло, в связи с появлением контроля соответствия организации квалификационным требованиям, а также с внедрением контроля деятельности со стороны профессиональных участников рынка. Произошла стандартизация деятельности, что также оказало положительное влияние на качество представляемых работ (услуг). Выстроенная модель взаимодействия системы саморегулирования в сфере строительства с профильными органами государственной власти послужила успешной реализации реформ ценообразования, сокращения административных процедур в отрасли, более глубокой проработке документов стратегического планирования.
Вызовы, стоящие сегодня перед отраслью ЖКХ, требуют масштабных реформ по всем направлениям регулирования. Переход рынка управления жилищным фондом на систему обязательного саморегулирования послужит созданию масштабного профессионального центра компетенции – система СРО в сфере управления жилищным фондом во главе с Национальным объединением саморегулируемых организаций в сфере управления жилищным фондом.
Важнейшим эффектом реализации «Прогрессивного» сценария станет существенное усиление роли и влияния региональной власти на сферу управления жилищным фондом и на каждого ее участника. Это обеспечит максимальную оперативность нормативного регулирования и стандартизации отрасли при отсутствии ресурсных затрат на администрирование со стороны бюджетов всех уровней.
Подготовленный доклад о трансформации рынка управления жилищным фондом в настоящее время находится на согласовании с Минстроем России, после чего будет представлен на рассмотрение в профильную Комиссию Госсовета.