2 июня 2025 г. в Государственную Думу внесен законопроект № 932298-8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».
Автором законопроекта выступил Сергей Пахомов, председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ.
Законопроект направлен совершенствование качества управления многоквартирными домами и повышения профессиональных навыков специалистов в сфере ЖКХ.
Внесение законопроекта обусловлено:
-
Стратегией развития строительной отрасли и ЖКХ России на период до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 3268-р, которая указывает на дефицит профессиональных кадров в этой области. Это связано с низкой привлекательностью рабочих мест и недостаточным развитием системы профессиональной подготовки кадров. В рамках этой стратегии поставлена задача совершенствования управления многоквартирными домами и повышения квалификации специалистов, чтобы их компетенции соответствовали современным потребностям сферы ЖКХ.
-
Идеей введения квалификационного экзамена для руководителей товариществ собственников жилья (ТСЖ), которая была предложена на заседании Президиума Госсовета 15 апреля 2025 г., а также ранее обсуждалась на заседании комиссии Госсовета по направлению «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда».
-
Федеральным законом от 21.07.2014 г. №255-ФЗ, которым в сферу управления многоквартирными домами была введена система лицензирования управляющих организаций и получение квалификационного аттестата должностными лицами лицензиата по результатам прохождения квалификационного экзамена, и которая доказала свою эффективность.
Законопроект предусматривает:
– дальнейшее развитие практики сдачи квалификационного экзамена, включая не только руководителей управляющих организаций, но и председателей правления ТСЖ, путем обязания председателей правления ТСЖ сдавать квалификационный экзамен и получать квалификационный аттестат;
– случаи, когда председателю правления ТСЖ не требуется квалификационный аттестат. Это возможно, если заключен договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией или заключен трудовой договор с физическим лицом, имеющим квалификационный аттестат;
– бесплатный прием квалификационного экзамена и выдачу аттестата сроком на пять лет (по аналогии со статьей 202 Жилищного кодекса);
– основания аннулирования квалификационного аттестата;
– возможность оспаривания решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата в суде.
Порядок и условия выдачи, продления срока действия, аннулирования квалификационного аттестата, его форма, основания для принятия решения об отказе в выдаче такого аттестата, порядок ведения органами государственного жилищного надзора реестра квалификационных аттестатов, выданных председателям правления ТСЖ, будет утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ЖКХ.
Отмечается, что должность председателя правления ТСЖ требует от лица обширных навыков, профессиональной подготовки и знания действующего законодательства в сфере ЖКХ. Независимо от способа управления, лицо, управляющее многоквартирным домом, обязано обладать этими знаниями, так как именно председатель правления несет ответственность за безопасные условия проживания собственников, надлежащее техническое обслуживание и ремонт конструкций и систем дома.
Таким образом, после принятия закона будут созданы условия для повышения квалификации и профессионализма в сфере ЖКХ, что в конечном итоге должно привести к улучшению качества жизни собственников многоквартирных домов.
Вместе с тем законопроектом не вносятся изменения в отношении руководителей жилищных кооперативов, учитывая изменения, предусмотренные внесенным 19.05.2025 г. проектом закона № 920521-8 в части реорганизации жилищных кооперативов в товарищество собственников жилья.