В конце ноября 2024 года состоялось совместное расширенное заседание Комитетов Государственной Думы по строительству и ЖКХ и по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. Заседание прошло при участии профильных министерств, ведомств и было посвящено вопросам утилизации строительных отходов, содержания контейнерных площадок, модернизации очистных сооружений в связке с сохранением Волги и Байкала, обеспечению чистой питьевой водой.
В рамках совещания председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов отметил, что по некоторым обозначенным вопросам уже имеются законопроекты.
Так, 27.11.2024 и 02.12.2024 в Государственную Думу внесены два законопроекта, направленные на улучшение механизма создания и содержания мест накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) и на урегулирование обращения с отходами строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства.
Речь идет о:
1. Законопроекте № 780703-8 О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (в части правового регулирования создания и содержания мест (площадок) накопления).
2. Законопроекте № 784334-8 О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Подробнее
Законопроект № 780703-8 предусматривает изменения в существующем законодательстве, чтобы решить одну из наиболее актуальных проблем в области обращения с ТКО — недостаточность инфраструктуры для накопления отходов и ненадлежащее содержание контейнерных площадок.
Как следует из содержания пояснительной записки, в настоящее время обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления, за исключением случаев, когда эта обязанность передана другим лицам. Однако местные власти часто сталкиваются с нехваткой средств для обеспечения необходимого количества контейнерных площадок и их регулярного обновления. Согласно действующему законодательству, региональные операторы по обращению с ТКО могут включать в свою валовую выручку расходы на приобретение контейнеров и их содержание, в то время как у потребителей в принципе отсутствует обязанность по созданию контейнерных площадок или приобретению контейнеров.
Законопроект предлагает решить эту проблему, предоставляя регионам возможность передать функции по созданию и содержанию контейнерных площадок региональному оператору. Это создает альтернативные варианты для местных властей: они могут либо самостоятельно заниматься созданием и содержанием площадок, либо предоставлять субсидии муниципалитетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, либо включать эти обязанности в функционал регионального оператора. В последнем случае необходимо заключение совместного соглашения между органом местного самоуправления, субъектом Российской Федерации и региональным оператором.
Такое соглашение должно содержать обязательные положения, включая обязанности органа местного самоуправления по предоставлению земельных участков и определению потребности в контейнерах, а также обязанности исполнительного органа субъекта по учету расходов на создание и содержание площадок. Региональный оператор, в свою очередь, обязуется передать созданные площадки и контейнеры в собственность органов местного самоуправления.
Данные о потребности в новых площадках и их размещении будут отражаться в реестрах и региональных программах, что позволит более эффективно планировать ликвидацию дефицита таких площадок. Потребность в площадках и контейнерах должна определяться с учетом информации об образовании ТКО, графике вывоза и соблюдении санитарно-эпидемиологических норм.
Кроме того, законопроект уточняет состав сведений в реестре мест накопления ТКО, который будет вестись в федеральной государственной информационной системе, и наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по включению в него дополнительных данных. Мероприятия по созданию и содержанию площадок будут включаться в программы регионального оператора, что позволит учитывать соответствующие расходы при установлении единого тарифа.
Отмечается, что вводимые изменения призваны улучшить инфраструктуру обращения с ТКО и способствовать более эффективной защите окружающей среды.
Законопроект № 784334-8 призван устранить накопившиеся проблемы в этой сфере и способствовать успешной реализации реформ по обращению с отходами.
В пояснительной записке к указанному законопроекту отмечается, что в настоящий момент законодательство регулирует особенности обращения с различными типами отходов, такими как отходы от использования товаров, животноводства и добычи полезных ископаемых. Однако обращение с отходами строительства и сноса, технического перевооружения и благоустройства требует срочного законодательного урегулирования. Это связано с высокой социально-экономической и экологической значимостью данной проблемы. В декабре 2021 года Президент России дал поручение внести изменения в законодательство, дающие субъектам РФ право устанавливать порядок обращения с такими отходами.
Одним из ключевых аспектов законопроекта является создание региональных государственных информационных систем. Эти системы будут обеспечивать учет и контроль процессов накопления, транспортирования, обработки, утилизации и захоронения отходов. Такая мера позволит более эффективно управлять обращением с отходами в разных регионах страны. Региональные информационные системы также будут интегрированы с федеральными ресурсами, что обеспечит верификацию и передачу данных.
Законопроект предлагает отнести к полномочиям субъектов РФ регулирование и организацию обращения с отходами строительства и сноса, включая установление правил и перечня таких отходов, а также запрет на их захоронение. Устанавливаются общие требования к обращению с этими видами отходов и пределы их регулирования.
Субъекты РФ получат право устанавливать порядок обращения с отходами в зависимости от региональных особенностей. Это включает организацию накопления, транспортирования, обработки и утилизации отходов, а также требования к объектам и процессам обработки. Отдельное внимание уделяется оформлению и обязательному получению документов для транспортирования отходов.
Законопроект предусматривает создание условий для транспортирования отходов между субъектами РФ и устанавливает механизмы контроля за соблюдением требований. В случае нарушений предусмотрены меры ответственности и возможность приостановления деятельности нарушителей до устранения нарушений.
Также законопроект вводит механизм контроля за долей перерабатываемых и утилизируемых отходов, что должно снизить объем захораниваемых отходов и уменьшить вредное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Для этого субъекты РФ будут размещать на своих официальных сайтах перечни лиц и операторов, занимающихся обращением с такими отходами.
Важной частью законопроекта является создание уполномоченных организаций, которые будут отвечать за контроль и оценку соблюдения требований. Также устанавливаются условия для заключения договоров на оказание услуг по транспортированию и утилизации отходов, что должно обеспечить прозрачность и непротиворечивость требований в разных регионах.
Законопроект предполагает, что новые правила вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
Соавтором обоих законопроектов является председатель Сергей Пахомов Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ.