11 марта в рамках деловой программы форума «Строим будущее России вместе» на площадке Российской строительной недели 2025 при участии Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ, Минстроя России и представителей профессионального сообщества состоялась стратегическая сессия «Трансформация рынка управления многоквартирными домами».
Организатор мероприятия: Ассоциация «Новое качество» совместно с порталом ЕРЗ.РФ.
Модератор мероприятия – Марк Геллер, председатель Комитета по строительству «ОПОРА РОССИИ».
Участие в сессии принял Сергей Пахомов, председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ. Его выступление было посвящено комплексной реформе сферы управления жилым фондом.
В начале своего выступления Сергей Пахомов отметил, что профильный комитет в Госдуме, приветствует проведение парламентских слушаний на тему эффективности управления многоквартирными домами, поскольку эта сфера жизненно важна для нашей страны, где многоквартирные дома составляют 71,4 % от общего числа домохозяйств. На базе Комитета развивается и продвигается тема необходимости совершенствования управления многоквартирным жилым фондом, а также возвращения реальных контрольно-надзорных функций государственным органам, ведомствам и муниципальной власти.
Сергей Пахомов заключил, что существующее регулирование не выполняет главные цели управления МКД. В сфере ЖКХ необходимо решить несколько задач, и они касаются не только работы управляющих компаний.
Среди ключевых задач Сергей Пахомов обозначил необходимость развития института ответственного собственника. Тут стоит говорить о просвещении людей в вопросах солидарной ответственности за имущество и о продолжении внедрения цифровых продуктов, таких как уже обновленный портал ГИС ЖКХ, которые делают взаимодействие с пользователями проще и понятнее.
Экономика ЖКХ также требует внимания. Текущие тарифы за содержание жилья в большинстве случаев недостаточны для качественного обслуживания. Более того, плата за текущий ремонт в настоящий момент включена в общую плату за содержание жилья. Такие расходы должны быть прозрачными и планируемыми. В связи с чем Комитетом внесен законопроект, который позволит выделить плату за текущий ремонт в отдельную категорию.
Что касается лифтов, Сергей Пахомов отметил, что принята дорожная карта развития отрасли с фокусом на их замену в МКД. Кроме того, Комитет работает над законопроектом, который повышает качество обслуживания и безопасность лифтового оборудования.
Переходя к главному, председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ указал на несовершенство и несоответствие современным потребностям системы управления жилфондом, которая сложилась с 2006 года. Данное обстоятельство подтверждается конкретными цифрами, полученными по итогам проведенной аналитической работы с привлечением регионов, профессионального сообщества и экспертов.
Сергей Пахомов акцентировал внимание на том, что механизм лицензирования и контроль в виде профилактики больше не обеспечивают гарантированное получение жителями услуг надлежащего качества.
Для решения проблем и развития сферы управления МКД в настоящее время к обсуждению подготовлены уже четыре возможных сценария: консервативный, прогрессивный, альтернативный и смешанный.
1. Консервативный сценарий сохраняет лицензирование с существенным ужесточением лицензионных требований и перераспределением полномочий между органами власти в сторону разгрузки ГЖИ от «административно-бумажных» функций.
2. Прогрессивный сценарий — это переход на саморегулирование в сфере управления МКД с передачей большинства полномочий по контролю и надзору за допуском на рынок национальному объединению и региональным СРО. Государственный контроль тоже становится более эффективным за счёт включения представителей органов власти в органы управления СРО. Опыт саморегулирования в других отраслях показывает разные результаты. Имеются очень хорошие примеры, и если взять их за основу, то конструкция даст необходимый результат.
3. Альтернативный сценарий предусматривает переход к институту региональных операторов управления жилищным фондом. При этом основные рычаги управления фактически передаются государству. Управляющие организации сменяются эксплуатирующими, которые должны будут аккредитовываться у региональных операторов.
4. Смешанный сценарий предусматривает частичное делегирование полномочий от ГЖИ к региональному СРО. Речь идет исключительно о полномочиях, с помощью которых СРО может помочь ГЖИ: рассмотрение жалоб граждан, принятие мер в отношении членов СРО и т.д. В данном случае стоит говорить о «разгрузки» ГЖИ и возможности СРО плотно работать со своими членами.
В своем выступлении он подчеркнул необходимость пересмотра функций ГЖИ и усиления роли органов власти в этой сфере. В Госдуме ведется работа над новым законом, который будет регулировать контрольную деятельность ГЖИ аналогично ФАС России. Основной задачей ГЖИ должен быть контроль за техническим состоянием общего имущества собственников и многоквартирных домов в целом.
Сергей Пахомов также отметил важность борьбы с недобросовестными управляющими организациями. Планируется упрощение процедуры исключения сведений о МКД из реестра лицензий. Соответствующий законопроект уже подготовлен и в скором времени будет внесен для рассмотрения в Госдуме.
Еще одной ключевой задачей является возвращение учета технического состояния МКД, что позволит регионам составлять реалистичные планы по капитальному ремонту. Эта функция должна существовать отдельно от реестра лицензий управляющих организаций.
Для реализации этих инициатив необходимо:
1. Разработать общие стандарты управления и обслуживания МКД.
2. Отрегулировать правоотношения в работе гарантирующих управляющих организаций.
3. Продолжить цифровизацию управления МКД для повышения прозрачности и выявления дисбалансов в капитальных вложениях и тарифах.
4. Выравнять налоговую нагрузку внутри отрасли.
5. Защитить капитальные вложения инвесторов, чтобы поддержать управляющие компании, вкладывающие средства в сохранение жилого фонда.
Кроме того, Сергей Пахомов акцентировал внимание на активном взаимодействии с Комитетом по финансам по вопросам начисления и уплаты налога на добавленную стоимость УО, а также использования штрафов, поступающих в региональный бюджет от УО, ТСЖ, ЖСК, РСО, региональных операторов по обращению с отходами, на проведение работ по капитальному ремонту.
В заключение он отметил сложность и многогранность темы, подчеркнув важность поставленных задач перед Комитетом.