25 июня состоялось совещание по обсуждению проекта федерального закона № 321577-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части корректного начисления пени за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате коммунальных ресурсов), автором которого является Сергей Пахомов, председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ.
В обсуждении приняли участие депутаты Комитетов Государственной Думы по строительству и ЖКХ, представители Минстроя России, Минэнерго России, ФАС, а также профессионального и экспертного сообщества.
Ассоциацию управляющих организаций «Новое качество» представил Вице-президент Олег Малахов.
Отметим, что в пояснительной записке к данному законопроекту сделан акцент на то, что в настоящее время для управляющих организаций применяется более жесткая мера ответственности за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате коммунальных ресурсов.
Действующий механизм начисления пени за несвоевременную оплату предусматривает для потребителей льготный 3-месячный порядок оплаты пени:
– с 1-го по 30-ый день просрочки пени не начисляются;
– с 31-го по 90-ый день просрочки пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка;
– с 91-го дня просрочки пени начисляются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центробанка.
Тогда как для управляющих организаций установлен иной порядок расчета пени:
– начиная с 1-го дня по 60-ый день просрочки пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка;
– с 61-го дня по 90-ый день просрочки пени начисляются в размере 1/170 ставки рефинансирования Центробанка;
– начиная с 91-го дня просрочки в размере 1/130 ставки рефинансирования Центробанка.
При этом управляющие организации вносят плату за коммунальные ресурсы РСО исключительно за счет денежных средств, которые поступают от граждан.
С учетом изложенного выше предлагается внести изменения в отраслевые законы («О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении», «Об электроэнергетике», «О газоснабжении») и унифицировать порядок расчета пени за несвоевременную и (или) неполную оплату коммунальных ресурсов для всех участников сферы ЖКХ.
В ходе совещания участники обсудили проектируемые изменения, которые предполагают установление для управляющих организаций такого же порядка начисления пени, как и для потребителей жилищно-коммунальных услуг – физических лиц.
Правительство Российской Федерации обратило внимание оппонентов, что неустойка является практически единственным способом стимулирования исполнителей коммунальных услуг поддерживать платёжную дисциплину. Законопроект может вызвать увеличение дебиторской задолженности, что, в свою очередь, может поставить под угрозу непрерывное предоставление качественных коммунальных услуг, а также сократить средства, выделенные ресурсоснабжающим организациям на проведение ремонтных и инвестиционных мероприятий в полном объёме.
Минэнерго России поддержало позицию Правительства Российской Федерации.
Минстрой России, в свою очередь, отметил, что одинаковый порядок начисления пени на задолженность всех участников отношений по поставке коммунального ресурса и по предоставлению соответствующей коммунальной услуги приведет к положительному эффекту для всех участников жилищных отношений, ввиду формирования прозрачных и единообразных правоотношений.
Законопроект также поддержан Верховным Судом РФ и ФАС России, в том числе с учетом юридико-технических правок.
Ассоциация «Новое качество» считает предложенные изменения разумными и полностью обоснованными, так как управляющие организации, не имея других источников финансирования, кроме платежей населения за коммунальные услуги, вынуждены выплачивать пени поставщикам ресурсов из средств, предназначенных для содержания многоквартирных домов. Это может привести к снижению качества обслуживания общего имущества, с одной стороны. С другой стороны, существующий механизм начисления пени ухудшает положение управляющих организаций, так как они обязаны выплачивать увеличенные суммы пени, которые впоследствии не могут быть компенсированы в полном объёме за счёт пени, установленных для потребителей. Нормативные изменения помогут уравнять условия для всех участников жилищных правоотношений и снизить финансовую нагрузку на управляющие организации.