Управляющие компании учатся смотреть в будущее
09.08.2019
Весной этого года в России была создана Ассоциация управляющих компаний «Новое качество». Каковы ее цели и задачи? Об этом рассказывает Альберт Короленко – исполнительный директор Ассоциации.
- Альберт Юрьевич, Ассоциация управляющих компаний «Новое качество» объединяет управляющие компании, соответственно, должна лоббировать их интересы?
- Нельзя сказать, что мы только на стороне управляющих компаний и лоббируем интересы только своих членов. Наша ассоциация – площадка для выработки совместных решений, которые должны способствовать постоянному улучшению качества услуг в сфере ЖКХ, предоставляемых жителям многоквартирных домов (МКД), повышению эффективности деятельности УК. Также наша цель – доносить до федеральных органов исполнительной власти те проблемы, которые существуют в данной сфере. Мы помогаем профессиональному сообществу формулировать консолидированное мнение управляющих организаций и донести его до регуляторов рынка, совместно с органами власти разрабатывать и сопровождать инициативы по реформированию сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
Управление многоквартирными домами – это относительно молодой вид бизнеса, так что проблем хватает. Большой блок вопросов связан с совершенствованием нормативно-правовой базы, на основании которой действуют УК. Накапливается опыт у всех участников: у властей, у бизнеса, у самих жителей.
Об ассоциации. Она создана весной этого года, в нее входит около 200 УК из разных регионов страны, участие бесплатное, процедура регистрации несложная, мы приглашаем к сотрудничеству управляющие компании, которые хотят совершенствовать свою деятельность, заинтересованы в успешном реформировании отрасли.
Например, мы на своем сайте https://www.neo-q.ru/ организуем обсуждение какой-либо важной проблемы. УК высказывают свое мнение, опираясь на местный опыт, разворачивается виртуальная дискуссия, и на основе обсуждения рождаются законодательные инициативы.
- А какую конкретную помощь вы можете предложить УК?
- Мы налаживаем консультационные услуги, организуем обсуждение сложных вопросов. Готовы помочь в каких-то конкретных случаях, поскольку конфликтов возникает немало. В каких-то регионах у УК не складываются отношения с госжилинспекциями, с городскими властями. Кого-то незаконно исключили из Реестра. Кому-то незаконно выписали штрафы. Сегодня штрафные санкции достигают до 500 тыс. рублей. Небольшую компанию они могут разорить. Бывают подставы, штраф выписывают, чтобы обанкротить УК и освободить место для другой, то есть существуют методы выдавливания компаний с рынка.
Конечно, рынок этот пока очень неравнозначный. Немало компаний, главная цель которых – только собирать деньги с жителей и как можно меньше работать. Такие компании живут одним днем и в будущее не смотрят. Но рынок цивилизуется, все больше появляется компаний, которые основательно занимаются проблемами подопечных жителей, укрепляют материальную базу, заботятся о профессиональном уровне своих сотрудников, требуют от них качественной, оперативной работы, внедряют новации в свою деятельность, в частности, занимаются цифровизацией услуг. Управляющие компании разрабатывают свои приложения через создание программного продукта, у каждой семьи на сайте появляется личный кабинет, где можно получить необходимые сведения, через него можно оплатить услуги. С цифровизацией связан и проект Умный город, который осуществляется в рамках нацпроекта по жилью и городской среде. Надеяться на качественное улучшение жизни в российских городах без улучшения управления жилищным фондом невозможно.
Кстати, проблемы цифровизации в ЖКХ недавно рассматривались на заседании Экспертного совета комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ. На нем выступил Сергей Пахомов, первый заместитель председателя комитета, президент нашей ассоциации.
Он обратил внимание собравшихся на еще один важный вопрос: неурегулированность процедуры получения персональных данных граждан ресурсоснабжающими организациями и управляющими компания для выставления платежей за жилищно-коммунальные услуги. В итоге в отрасли нет ни достоверного технического учета жилищного фонда, ни цивилизованной процедуры обращения с данными о потребителях жилищно-коммунальных услуг, которыми является практически каждый житель нашей страны. «Без стандартов безопасной работы с big data цифровизация отрасли ЖКХ невозможна», – подчеркнул наш президент.
Эксперты также обсудили разрабатываемую в настоящее время Минстроем России Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2035 года, в том числе с учетом отраслевых стратегий развития и национальных проектов «Экология», «Жилье и городская среда». Стратегией определяются задачи до 2035 года и промежуточные целевые показатели по их выполнению на каждые пять лет.
В этой связи эксперты призвали в ближайшие пять лет сосредоточиться на техническом регулировании коммунальной отрасли, ликвидации дебиторской задолженности и повышении энергоэффективности.
- Вы входите в межведомственную рабочую группу, созданную при Минстрое России по разработке Стратегии. Расскажите о ее деятельности.
- В составе рабочей группы сформировано несколько отраслевых подгрупп, я вхожу в одну из них. Как считает Максим Борисович Егоров, заместитель министра, который курирует это направление, чтобы создать качественный документ, нужно хорошо разобраться, на каком этапе сейчас находится отрасль, в каком она состоянии и какие проблемы предстоит решить. Так что эксперты, что называется, собирают мысли в кучку и внимательно изучают обстановку в отрасли. Всего в Стратегии будет шесть основных разделов: теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, жилье и жилищная сфера, развитие инвестиционного потенциала, экология, кадровая политика. Подготовить Стратегию предстоит к 1 ноября.
- Вы говорили о необходимости совершенствования нормативной базы в области ЖКХ. Какие задачи ставит перед собой Ассоциация управляющих компаний в этом направлении? Как вы оцениваете роль стандартизации и технического регулирования в развитии ЖКХ страны?
- Наша ассоциация в структуре ТК 393 Росстандарта «Услуги (работы) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и формирования комфортной городской среды» курирует ПК 1 «Управление многоквартирными домами». У ТК обширная программа по разработке нормативной документации. Единственный минус – все стандарты носят рекомендательный характер. Я считаю, что они должны быть обязательными.
- А как бы вы определили основные проблемы рынка ЖКУ?
- Основные проблемы одинаковы для всей страны: во-первых, это неплатежи, во-вторых, износ коммунальных систем.
- Но считается, что население в целом – надежный плательщик…
- Долги из-за неплатежей приближаются к триллиону рублей – это задолженности за газ, тепло и другие ЖКУ. Не всегда виноваты жители, немало случаев, когда платежи задерживают УК. Поэтому в прошлом году был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" от 03.04.2018 № 59-ФЗ. Его называют законом о прямых платежах, потому что он позволил жильцам МКД напрямую заключать договора с ресурсоснабжающими организациями. Это взаимовыгодный закон. Для УК – тем, что он снимает с них заботу об оплате за тепло, свет, газ, потому что раньше они были обязаны, независимо от того, все ли семьи перечислили оплату, полностью рассчитываться за оказанные услуги. А для жителей и самих снабжающих организаций – тем, что они страхуют себя от недобросовестных УК, которые могут исчезнуть с собранными средствами или объявить себя банкротами.
- Сейчас большое внимание уделяется кадровой политике. Какие проблемы вы бы обозначили в вашей сфере?
- Главная, на мой взгляд, проблема в том, что российские вузы практически не готовят специалистов по нашим профессиям, то есть по управлению жилищным фондом. Соответствующая кафедра есть в Ивановском политехническом университете, есть в некоторых московских вузах. Но в целом профессионалов не хватает, в отрасли много специалистов-самоучек, без хорошего базового образования, которые каким-то образом добирают знания.
Татьяна Викторовна ШАВИНА,
специальный корреспондент