2 апреля состоялось заседание Рабочей группы по решению вопросов лифтового хозяйства и повышению эффективности замены лифтов в жилищном фонде при Комитете Государственной Думы по строительству и ЖКХ на тему «Обеспечение безопасной эксплуатации лифтового оборудования в Российской Федерации».
Заседание прошло под председательством Сергея Колунова, заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ, руководителя Рабочей группы по решению вопросов лифтового хозяйства и повышению эффективности замены лифтов в жилищном фонде.
Участие в мероприятии приняли представители Минстроя России, Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, отраслевых организаций, научного и экспертного сообщества.
Ассоциацию управляющих организаций «Новое качество» на заседании представил эксперт Илья Чучман.
Ключевыми вопросами повестки заседания, вынесенными на обсуждение, стали:
– доработка проекта федерального закона № 775871-8«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» ко 2 чтению;
– совершенствование проведения мероприятий в рамках реализации государственного надзора содержания лифтового оборудования;
– цифровизация процессов как инструмент эффективного мониторинга состояния лифтового оборудования и создания единой диспетчерской системы.
В рамках обозначенной повестки участники дискутировали по вопросам:
– необходимости повышения требований к специализированным организациям, оказывающим услуги по техническому обслуживанию лифтов;
– изменения методики расчета стоимости услуг по техническому обслуживанию в части построения системного подхода к техническому обслуживанию лифтов: обновление хронометражей выполнения всех типов технического обслуживания (ТО-1, ТО-3, ТО-6, ТО12), разработки и утверждения единого регламента технического обслуживания лифтов, утверждения нормативов по количеству лифтов на одного электромеханика,
– изменения подхода к начислению стоимости технического обслуживания (отдельная строка в квитанции за обслуживание лифтов и «прямые» договора);
– изменения подхода к заключению договоров на техническое обслуживание — аналогично газовому оборудованию - договора со специализированными организациями без участия УК.
Илья Чучман выступил на заседании с докладом по вопросу нецелесообразности обслуживания лифтов управляющими компаниями собственными силами.
Он констатировал, что лифты и лифтовое оборудование, являясь, наряду с внутридомовым газовым оборудованием и коммунальными инженерными системами, наиболее конструктивно сложным и опасным при эксплуатации, нуждается в детальном нормативном правовом регулировании. Соответственно, в проектируемых изменениях должен найти отражение нормативный материал, разрешающий имеющиеся в настоящий момент проблемы и пробелы правового регулирования анализируемых правовых отношений.
Говоря о существующих проблемах в рассматриваемой сфере, Илья Чучман, разделил их на три блока.
1. Модернизация и замена лифтов и оборудования в условиях ограниченного тарифообразования в сфере управления многоквартирными домами.
Абзац 3 пункта 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (Технический регламент) предусматривает, что лифты, отработавшие назначенный срок службы до 15 февраля 2025 года, должны быть приведены в соответствие до 15 февраля 2030 года.
Ростехнадзор в письме от 20.01.2025 №00-07-04/32 разъяснил, что лифты, назначенный срок службы которых истекает после 15 февраля 2025 года, должны быть приведены в соответствие требованиям технического регламента путем модернизации или замены до указанной даты (до окончания назначенного срока службы). Продление срока использования по назначению такими лифтами по результатам обследования не предусмотрено, так как согласно части 3.4 статьи 4 Технического регламента использование лифтов, не прошедших модернизацию или замену, не допускается.
Вместе с тем, ремонт и модернизация лифтов может осуществляться не иначе, как в рамках работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. При этом, капитальный ремонт лифтов и лифтового оборудования, срок эксплуатации которых истекает после 15.02.2025, предусмотрен в программах капитального ремонта существенно позднее дат истечения предельного срока службы.
Особое внимание спикер уделил, тому что в соответствии с пунктом 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 29.11.2024 №112 «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824» меры по обеспечению безопасности эксплуатируемых лифтов, отработавших назначенный срок службы, до приведения их в соответствие с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824, осуществляются в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Таким образом, международным нормативным правовым актом определена национальная дискреция государств-членов Союза по регулированию особенностей обеспечения безопасности лифтов, отработавших назначенный срок службы.
Илья Чучман подчеркнул, что в целях гармонизации международного законодательства и национальных нормативных правовых актов рациональным является введение на территории Российской Федерации переходного периода, в который лифты, предельный срок службы которых истекает после 15.02.2025, будут приведены в соответствие с требованиями Технического регламента.
Он полагает, что пункт 26 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744 может быть дополнен абзацем о возможности продления срока безопасного использования лифтов на основании результатов обследования на срок не более 3 лет, а равно – о возможности повторного продления соответствующего срока не более чем на два года. В указанный период возможно приведение региональных программ капитального ремонта в соответствие с требованиями законодательства о безопасной эксплуатации лифтов и лифтового оборудования.
2. Проблема навязывания услуг и заключения «прямых договоров» при обслуживании лифтового оборудования.
Илья Чучман резюмировал, что в ряде регионов России остро стоит вопрос, связанный с обслуживанием лифтового оборудования недобросовестными специализированными организациями. Так, с целью привлечения большего числа клиентов такие организации устанавливают цены оказываемых ими услуг на порядок ниже сформировавшихся в регионе рыночных цен. Более того, при их содействии собственники инициируют общие собрания, на которых ставится вопрос о выборе конкретной специализацированной организации и обязании управляющей организации заключить с ней договор на техническое обслуживание лифтового оборудования. Встречаются случаи, когда на общих собраниях принимаются решения об обслуживании лифтового оборудования напрямую специализированной организацией и самостоятельном взимании последними денежных средств с собственников.
Вместе с тем, спикер, аргументируя свою позицию ст.ст. 36, 44, 161 ЖК РФ, подп. «д» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 обратил внимание, что определение способа выполнения работ (оказания услуг) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, в том числе выбор подрядных и иных специализированных организаций, отнесено к исключительной компетенции лица, осуществляющего деятельность по управлению МКД. Именно управляющая организация, на основании заключенного договора управления, обязана определить порядок выполнения соответствующей работы (услуги) (собственными силами или посредством привлечения специализированной организации), а равно, в случае выполнения работы (оказания услуги) силами сторонней организации – выбрать указанную организацию на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме.
Подводя итог по данному вопросу, Илья Чучман подчеркнул, что выбор собственниками помещений в МКД на общем собрании специализированной организации по обслуживанию лифтов и лифтового оборудования и обязание управляющей организации заключить договор с такой организацией, а равно – принятие решения о заключении прямых договоров со специализированными организациями, выходят за пределы компетенции общего собрания, а решения по подобным вопросам являются ничтожными по смыслу пункта 3 статьи 181.5 ГК РФ.
3. Тарифообразование и плата за содержание лифтов и лифтового оборудования.
В данной части Илья Чучман обратил внимание на положения проекта Федерального закона № 775871-8, которыми предусмотрено, что размер платы за техническое обслуживание лифтов, лифтовых шахт и помещений в МКД рассчитывается в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Однако из содержания соответствующей нормы остается непонятным, применяется ли она к размеру платы, взимаемой с собственников помещений в МКД, или применима исключительно к регулированию цены договора, заключаемого между управляющими компаниями и специализированными организациями.
Поскольку в настоящее время существует два основных способа определения размера платы за содержание жилого помещения — это посредством утверждения размера платы на общем собрании и утверждение такого размера органами местного самоуправления, управляющие организации при указанной специфике лишены возможности влиять на порядок тарифообразования работ (услуг) по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту общего имущества.
Законодательством прямо запрещено управляющей организации в одностороннем порядке изменять размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества.
По смыслу статьи 154 ЖК РФ плата за обслуживание лифтов и лифтового оборудования входит в состав платы за содержание жилого помещения. Соответственно, правовая судьба и размер указанной платы также зависят от волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме.
Иными словами, по мнению спикера, подобное регулирование (по аналогии с обслуживанием ВДГО) может создать ситуацию, когда стоимость работ по обслуживанию лифтового оборудования существенно выше размера платы за соответствующую услугу, установленного решением общего собрания собственников.
В заключение Илья Чучман резюмировал, что, предусматривая условное государственное регулирование размера платы за обслуживание лифтового оборудования, необходимо устанавливать также минимальный размер за указанное обслуживание в составе платы за содержание жилого помещения.
Предложения Ильи Чучмана были поддержаны Минстроем России и депутатским корпусом.