• Главная
  • Об Ассоциации
  • Мероприятия
  • Документы
  • База знаний
  • +7 (499) 303-23-97
  • info@neo-q.ru
  • г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 74б, этаж 15, пом. 153
Спрятать меню Показать меню

В Госдуму внесен законопроект, направленный на упрощение деятельности ИРЦ

09.10.2025

  • Регулирование

В Государственную Думу внесен законопроект № 1036203-8 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"».

Одним из авторов законопроекта является Сергей Пахомов, председатель Государственной Думы по строительству и ЖКХ.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в большинстве субъектов Российской Федерации гражданам направляются единые платежные документы (ЕПД) на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), формируемые информационно-расчетными центрами (ИРЦ). При этом существует ряд нормативных ограничений, сдерживающих переход на формирование и предоставление гражданам-потребителям ЕПД.

Изменения, спроектированные в Жилищный кодекс РФ:

1) уточнить право ИРЦ осуществлять прием безналичных платежей за ЖКУ от потребителей на свой расчетный счет на основании заключенных договоров с организациями ЖКХ, поскольку в настоящее время на практике возникают споры относительно такой возможности у ИРЦ в силу отсутствия прямого урегулирования этого вопроса жилищным законодательством;

2) уточнить право наймодателей привлекать ИРЦ для осуществления функций по начислению и сбору платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (платы за наем). Данное предложение также мотивировано зачастую складывающимися на практике случаями, когда контрольно-надзорные органы оспаривают договоры, заключаемые органами власти (наймодателями) с ИРЦ на оказание соответствующих услуг. Такая позиция мотивирована тем, что Бюджетный кодекс РФ не предусматривает возможность передачи наймодателями своих полномочий по осуществлению начисления платы за наем ИРЦ. Однако, как отмечают субъекты законодательной инициативы, Бюджетный кодекс РФ не содержит прямого запрета на передачу такого полномочия.

Изменения, спроектированные в Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»:

1) уточнить срок, в течение которого оператор по приему платежей обязан передавать поставщику информацию о принятых в его пользу платежах, путем его установления в договоре между указанными лицами. Сейчас эта обязанность должна исполняться в срок не более 3 рабочих дней с момента получения платежа. Срок установлен законодательно и является императивным. За его нарушение на ИРЦ может быть возложен штраф в размере до 1 миллиона рублей. Однако, как указывается, это не согласуется с договорными отношениями сторон, поскольку срок, в течение которого поставщику ЖКУ может потребоваться получение от операторов по приему платежей информации о принятых платежах за ЖКУ, зависит исключительно от условий осуществления поставщиками ЖКУ своей хозяйственной деятельности и фактически понуждает стороны к передаче и получению информации, которая может им не требоваться с такой периодичностью;

2) устранить неопределенность в правовом регулировании обязанности операторов по приему платежей по предоставлению в саморегулируемые организации операторов по приему платежей (СРО ОПП) информации для осуществления СРО ОПП контроля требований к деловой репутации и квалификационных требований к органам управления, акционерам, участникам операторов по приему платежей.

Согласно ч. 5 ст. 3.2, ч. 3 ст. 3.3 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» Банк России самостоятельно осуществляет проверку и оценку соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации органов управления операторов по приему платежей, их акционеров и участников.

Однако в ч. 3 ст. 4.2 данного закона в перечне исключений, которые не входят в предмет контроля СРО ОПП, требования к деловой репутации и квалификационные требования к органам управления операторов по приему платежей, их акционеров и участников прямо не указаны.

Данный факт создает риски осуществления контроля за соответствием квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации органов управления операторов по приему платежей, их акционеров и участников не только со стороны Банка России, но и со стороны СРО ОПП.

Указанное может повлечь повышение административной нагрузки на операторов по приему платежей в связи с установлением их обязанностей по предоставлению в СРО ОПП большого количества информации о данных лицах, включая их персональные данные;

3) уточнить порядок осуществления платежными агентами расчетов с поставщиками ЖКУ, в отношении которых введена процедура банкротства, путем разрешения использовать основной счет должника в банке или иной кредитной организации, который открыт в рамках дела о банкротстве в качестве специального счета поставщика.



Поделитесь с коллегами и друзьями

Возврат к списку

  • Главная
  • Об Ассоциации
  • Мероприятия
  • Документы
  • База знаний

Ассоциация управляющих организаций
"Новое Качество" © 2019 - 2025

  • info@neo-q.ru
  • Пользовательское соглашение
Разработка сайта: Софт-Навигатор
Закрыть окно

Заказать обратный звонок

Закрыть окно

Ваш регион: Ивановская область

Закрыть окно

Авторизация

Не можете войти?
Закрыть окно

Подпишитесь на нашу рассылку

Получайте полезную информацию о новостях и мероприятиях на свою почту

Нет, спасибо