22 июля в Государственную Думу внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект разработан для улучшения платежной дисциплины собственников и пользователей жилья, а также в целях снижения долгов перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг посредством расширения сферы применения института исполнительной надписи нотариуса для взыскания задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с потребителей – физических и юридических лиц.
Проблема долгов
По данным Росстата, к 2023 году общая сумма просроченной задолженности за коммунальные услуги достигла 1,68 трлн рублей. К 1 апреля 2024 года этот долг вырос до 1,77 трлн рублей. Оплата коммунальных услуг вовремя очень важна для стабильной работы ЖКХ-сектора. Недополученные платежи приводят к сокращению программ модернизации и инвестиций в инфраструктуру.
Исследования и выводы
В 2023-2024 годах были проведены исследования среди ресурсоснабжающих и управляющих организаций. Выяснилось, что текущие процедуры взыскания долгов малоэффективны. 80 % опрошенных знают о возможности взыскания долгов через исполнительные надписи нотариусов, и 70 % считают, что это положительно скажется на рынке ЖКХ. 60 % уверены, что это повысит финансовую дисциплину, а 75 % считают, что процедура взыскания станет проще.
Целесообразность внедрения института исполнительной надписи нотариуса обусловлена и следующими изменениями в законодательстве. Так, с 2023 года изменился порядок обработки персональных данных в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Теперь данные о владельцах недвижимости доступны только с их согласия. Это усложняет процесс подачи заявлений на судебные приказы, так как ресурсоснабжающие и управляющие организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК должны указывать данные о должниках, которые можно получить только из ЕГРН.
С 2024 года к заявлению о вынесении судебного приказа должны прилагаться документы, подтверждающие уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление взыскателем должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов. Если кредитор не имеет данных о должнике, взыскание становится невозможным.
Использование исполнительных надписей нотариусов становится популярным благодаря:
– сокращению времени процедуры — вместо месяцев судебного процесса речь идет о нескольких днях;
– простоте и четкости процедуры;
– снижению финансовых затрат на взыскание.
В 2022 году нотариусы совершили 340 000 исполнительных надписей, а в 2023 году — уже 886 000. За первые пять месяцев 2024 года совершено 444 500 надписей.
Отмечается и успешность применения взыскания долгов через институт исполнительной надписи нотариуса в сфере услуг связи. Операторы связи результативно взыскивают задолженности в упрощенном порядке, и нарушений прав граждан не зафиксировано.
На основании вышеизложенного законопроектом предлагается внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
1. Проектируемыми нормами предлагается дополнить статью 90 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I (Далее – Основы законодательства о нотариате) новым пунктом, в соответствие с которым осуществлять исполнительную надпись нотариуса станет возможным по договорам, на основании которых в соответствии с жилищным законодательством подлежит к внесению плата за жилое помещение и коммунальные услуги собственниками или пользователями помещений в МКД и собственниками или пользователями в жилых домах в случае неисполнения обязательств по их оплате в сроки, установленные в указанных договорах.
При этом, в таких договорах должна быть предусмотрена специальная оговорка о том, что задолженность может быть взыскана по исполнительной надписи нотариуса.
Однако в сфере ЖКХ часто заключаются договоры через конклюдентные действия, то есть без письменного документа, и это тоже будет учитываться. Такие договоры тоже будут подпадать под действие исполнительной надписи. Типовые формы таких договоров, утвержденных актом Правительства Российской Федерации или профильным федеральным органом исполнительной власти, должны будут содержать оговорку о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса.
Для регулирования этого процесса предложено добавить новую главу XVI2 в Основы законодательства о нотариате. В ней будут прописаны:
– документы, которые необходимо предоставить нотариусу для взыскания задолженности;
– порядок уведомления должника о требовании и размере задолженности;
– способы выяснения позиции должника по задолженности;
– возможность должника возразить против требований;
– порядок взыскания пеней за просрочку оплаты коммунальных услуг;
– механизм отмены исполнительной надписи при наличии возражений должника.
Как будет работать процедура?
– нотариус уведомляет должника о поступившем требовании в течение 7 дней;
– у должника есть 7 дней на добровольное исполнение обязательства или на подачу возражений;
– если должник не предпринимает никаких действий, нотариус может сделать исполнительную надпись.
Согласно предлагаемой концепции правового регулирования, процедура взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса может быть осуществлена в течение 14 дней.
А чтобы нотариусы могли получить всю необходимую информацию о должниках, им предлагается предоставить право на получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости и Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации. Это станет особенно полезным в ситуации, когда у ЖКХ-организаций нет актуальной информации о владельцах и жильцах.
2. Проектируемыми норами должнику предоставляется право на обжалование задолженности, подтвержденную исполнительной надписью нотариуса, в судебном порядке.
Кроме того, с учетом норм действующего процессуального законодательства возникает необходимость установления максимального размера требований, которые могут рассматривать мировые судьи. Поэтому предлагается внести изменения в статью 23 Гражданского процессуального кодекса и статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Проектируемые нововведения предусматривают право рассмотрения мировыми судьям дел о взыскании долгов за жилье и коммунальные услуги, если сумма долга не превышает 500 тысяч рублей.
3. Чтобы успешно внедрить изменения в Основы законодательства о нотариате, отмечается целесообразность внесение корреспондирующих норм в Жилищный кодекс Российской Федерации. Это касается статей 155, 156, 157, 157.2, 159 и 160. О необходимости соответствующих изменений говорится и в отношении статьи 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ.
4. Чтобы внести изменения в типовые формы договоров для управления многоквартирными домами и коммунальными услугами (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление и обращение с твердыми коммунальными отходами), а также подготовить систему российского нотариата, предлагается установить, что проектируемые изменения вступят в силу через 180 дней после их официального опубликования.
Олег Малахов, вице-президент Ассоциации «Новое качество», комментируя «Ведомостям» предлагаемые нововведения, сказал, что данная инициатива управляющим организациям понравится.
Кроме того, Олег Малахов отмечает, что с учётом текущего ужесточения регулирования о защите персональных данных, а также усложнения процедуры получения судебного приказа, внедрение механизма исполнительной надписи нотариуса станет эффективным инструментом работы с просроченной задолженностью потребителей по ЖКУ. Обращает внимание, что за прошедший год Ассоциацией «Новое качество» проведены два исследования среди управляющих организаций по данному вопросу. 80% УК считают, что механизм исполнительной надписи нотариуса упростит процесс взыскания, а главное, существенно сократится срок. В конечном итоге это позволит снизить издержки УК.