27 мая в Государственную Думу внесен законопроект «О внесении изменений в статьи 156 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Законопроектом предлагается:
– увеличить срок действия договора управления МКД, заключаемого застройщиком с управляющей организацией в порядке, установленном статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с трех месяцев до одного года;
– дополнить часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрев определять размер платы за содержание жилого помещения в МКД не только с учетом предложений управляющей организации, но и на основании технической документации на многоквартирный дом.
Предложение об увеличение трехмесячного срока действия такого договора управления МКД объясняется его недостаточностью для того, чтобы собственники жилья в новостройках успели определиться с дальнейшим способом управления их домом.
Как показывает правоприменительная практика, новоселам для фактического заселения многоквартирного дома необходимо около года, при этом собственники в этот период озадачены ремонтными работами и социальных коммуникаций, которые могли бы позволить им в течение трех месяцев самостоятельно выбрать новый способ управления, не происходит, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Поэтому далее способ управления таким домом определяется органом местного самоуправления, а в случае его бездействия свою деятельность продолжает управляющая организация, с которой застройщик заключил договор управления. Являясь промежуточным звеном, эта управляющая организация фактически не приступает к осуществлению своих функций и задач, ограничиваясь выполнением аварийных работ, поскольку на данном этапе не заинтересована в качественном выполнении работ и оказании услуг по управлению МКД.
При этом в пояснительной записке отмечается, что собственники на основании решения общего собрания могут отказаться от исполнения договора управления МКД и выбрать свой способ управления, но не ранее чем через год с даты заключения соответствующего договора. Поэтому законопроектом предлагается привести к единообразию положения статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и увеличить соответствующий срок.
Относительно предлагаемых изменений в порядке определения стоимости услуг по управлению новостройкой стоит отметить, что они направлены на введение императивного порядка регулирования цены договора управления, заключаемого между управляющей организацией и застройщиком.
Как будет: в составе технической документации на многоквартирный дом передается инструкция по его эксплуатации. Такая инструкция содержит рекомендации застройщика (подрядчиков) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, рекомендуемые сроки службы отдельных частей (объектов, элементов) общего имущества. В том числе на основании указанной документации и будет определяться стоимость услуг.
Законодательная инициатива была проработана и передана Ассоциацией «Новое качество» в Комитет Государственной Думы по строительству и ЖКХ.
Олег Малахов, вице-президент Ассоциации «Новое качество», комментируя «Известиям» предлагаемые нововведения, отметил, что данная инициатива заслуживает поддержки во всех частях, так как учитывает интересы управляющих организаций и собственников жилья. Изменения направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания с даты ввода в эксплуатацию и до даты фактического заселения МКД.