10 октября в Государственную Думу внесен законопроект № 1037203-8 «О внесении изменений в статью 183 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Субъектами законодательной инициативы стали сенаторы Владимир Якушев, Андрей Шевченко и депутаты Госдумы, в число которых вошел Сергей Пахомов, председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ.
Участие в разработке законопроекта принимала Ассоциация «Новое качество». Его положения поддержаны Минстроем России и Фондом развития территорий.
Как отмечается в пояснительной записке, законопроект разработан в целях внедрения дополнительных механизмов, направленных на повышение собираемости платы за капитальный ремонт многоквартирных домов.
В качестве обоснования законопроекта указано на следующее:
-
в соответствии с действующим законодательством функции регионального оператора по учету начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт в МКД, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней вправе выполнять исключительно юридическое лицо, созданное в форме государственного бюджетного или казенного учреждения при условии, если это прямо предусмотрено законом субъекта Российской Федерации;
-
делегирование перечисленных выше функций частным юридическим лицам вне зависимости от организационной формы не предусмотрено;
-
взыскание задолженности по взносам на капитальный ремонт (в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) отнесено к исключительной компетенции регионального оператора;
-
правовое регулирование ограничивает оборотоспособность долгов по взносам на капитальный ремонт и препятствует надлежащему ведению системы учета фондов капитального ремонта;
-
в большинстве субъектов Российской Федерации отсутствуют государственные бюджетные или казенные учреждения, имеющие необходимое кадровое и технологическое обеспечение;
-
количество квалифицированных кадров и программного обеспечения в фондах капитального ремонта недостаточно;
-
в соответствии со статистикой, предоставленной ППК «Фонд развития территорий» прослеживается устойчивый рост кредиторской задолженности граждан за капитальный ремонт, что обусловлено:
-
неполной информацией о собственниках для выставления документов и подачи в суд соответствующих заявлений;
-
отсутствием единого платежного документа;
-
нехваткой средств для проведения претензионно-исковой работы в связи с высоким размером государственной пошлины;
-
обязанность по ведению реестра собственников помещений в МКД, информации о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности в многоквартирном доме, а также по его хранению и актуализации закреплена за управляющими организациями, в связи с чем УК наиболее эффективно ведет работу по взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг;
-
в большинстве случаев взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги с собственников в пользу управляющих организаций производится платежными агентами на основании агентских договоров;
-
платежные агенты являются участниками профессионального рынка оказания консультационных, финансово-экономических и юридических услуг в сфере ЖКХ, осуществляющими деятельность по приему платежей;
-
законодательное регулирование и ужесточение требований к операторам по приему платежей в настоящий момент практически исключает возможность появления на рынке недобросовестных платежных агентов.
На основании изложенного, предлагается внести изменения в статью 183 ЖК РФ, предусмотрев возможность передачи функции регионального оператора по начислению взносов на капитальный ремонт, предоставлению соответствующих платежных документов для уплаты взносов на капитальный ремонт, взысканию задолженности по их оплате, от имени и в интересах регионального оператора:
-
платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц;
-
банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности;
-
лицам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами.
Передача функций будет осуществляться на основании договора, заключенного с региональным оператором и в случае, если это будет предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.