27 июня текущего года в Государственную Думу внесен законопроект № 658080-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» и статьи 113 и 157-3 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Предшествующие данному законопроекту изменения в законодательстве 2023 года также касались обслуживания, ремонта и замены внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО и ВКГО) и были направлены на установление единых требований к техобслуживанию газового оборудования в жилых домах для снижения аварийности. Однако введенные законодательные нововведения привели, в частности, к следующим последствиям.
Отмена конкуренции между газораспределительными организациями (ГРО) стала следствием значительного роста цен на услуги техобслуживания, ремонта и замены ВДГО и ВКГО.
В некоторых регионах стоимость услуг выросла в 6 раз, но качество и безопасность обслуживания не улучшились. Это вызвало недовольство граждан и социальную напряжённость.
В регионах со сжиженным углеводородным газом и бытовым газом в баллонах потребители не могут заключить договоры на техобслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО, так как ГРО там не работают.
Правовое регулирование также затронуло общежития и специализированные жилые помещения, где возникла правовая неопределённость относительно обслуживания газового оборудования.
Для ИЖС новое регулирование усложнило процесс техобслуживания газового оборудования, так как теперь они должны обслуживаться по тем же правилам, что и многоквартирные дома. Заявки формируются в единую очередь.
В порядке взаимодействия между ГРО и управляющими организациями (УО) также установлен ряд проблемных вопросов. Так, для заключения договора УО должна убедиться, что ГРО является правообладателем газораспределительных сетей, прейскурант на услуги и обоснование формирования стоимости работ по указанным договорам соответствуют положениям нормативных актов, договор на техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО соответствует типовой форме. Для получения соответствующей информации УО направляют запросы в региональные ГРО. Однако в третьем и четвёртом квартале 2023 года были зафиксированы неоднократные случаи невыполнения обязательств со стороны ГРО, которые состояли в следующем:
– непредоставление документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание владения газораспределительной сетью;
– непредоставление обоснования расчета стоимости работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО, ВКГО;
– предоставление проекта договора по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО, ВКГО, не соответствующего типовой форме такого договора.
Кроме того, УО также сообщали о росте платы за техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО в регионах с 1 января 2024 года от 150 % до 600 % по сравнению с ценами на 1 сентября 2023 года. С учетом чего остро встает вопрос необходимости проверки соблюдения ГРО нормативно-правовых актов, чтобы исключить необоснованное повышение цен и не допустить двойную компенсацию затрат компании за счет технического обслуживания и доходов от транспортировки газа.
Перечисленные выше обстоятельства свидетельствуют о необходимости устранения недоработок правового регулирования, введенного в 2023 году. На что и направлен законопроект № 658080-8, а именно на:
– восстановление конкурентного рынка ГРО;
– уточнение условий газоснабжения с использованием сжиженного углеводородного газа и бытового газа в баллонах;
– устранение пробела в регулировании газоснабжения специализированного жилого фонда;
– уточнение полномочий Правительства в части установления требований к лицам, выполняющим установку, замену и техническое обслуживание ВДГО и ВКГО.
В частности, проектируемые нововведения предполагают:
– изменение исключительного права на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО в многоквартирных домах и жилых домах, которое будет предоставляется только ГРО. Это изменение направлено на урегулирование правоотношений, связанных с отсутствием единых требований к техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования, обеспечение его должной эксплуатации и повышение безопасности для лиц, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах;
– возможность выполнения технического обслуживания и ремонта ВДГО и ВКГО любой ГРО. Это изменение позволяет собственникам и нанимателям жилых помещений выбирать любую газораспределительную организацию для оказания этих услуг, а не только ту, которая осуществляет транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав ВДГО;
– расширение круга организаций, которые вправе оказывать услуги по техническому обслуживанию ВДГО в жилых домах, не являющихся домами блокированной застройки. Это изменение учитывает отсутствие общих боковых стен или стен без проёмов в таких домах, что снижает возможность непосредственного воздействия на конструктивные элементы соседних домов и причинение вреда жизни, здоровью и имуществу проживающих в них лиц вследствие аварийных ситуаций;
– урегулирование порядка предоставления коммунальной услуги газоснабжения нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений и заключения договоров на техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО в специализированном жилищном фонде. Это изменение уточняет положения статьи 157.3 ЖК РФ и обеспечивает соблюдение прав и интересов граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде.
– расширение списка лиц, которые имеют право проводить техническое обслуживание и ремонт. В частности, предлагается предоставить право на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО в многоквартирных домах газораспределительным организациям. Также предлагается наделить таким правом специализированные организации, осуществляющие поставку сжиженного углеводородного газа и владеющие газораспределительной сетью. При предоставлении коммунальной услуги газоснабжения с использованием природного газа право на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО предлагается оставить только за газораспределительными организациями.
Одним из авторов законопроекта является Сергей Пахомов, председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ.
Ассоциация «Новое качество» на протяжении нескольких месяцев анализировала правоприменительную практику на местах, по результатам чего был сформирован перечень проблем, и возможные пути их решения. Все материалы были переданы в Минстрой России и Комитет Государственной Думы по строительству и ЖКХ. Принятие законопроекта № 658080-8 позволит устранить все пробелы и «перекосы» в регулировании процессов технического обслуживания и ремонта ВДГО и ВКГО. Восстановление конкурентного рынка в данной сфере положительно скажется как на качестве самих услуг, так и на их стоимости.