В Государственную Думу внесены два законопроекта, предусматривающих поправки в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», а именно:
– законопроект № 652508-8(внесен 20.06.2024);
– законопроект № 654233-8 (внесен 24.06.2024).
Одним из разработчиков данных законопроектов является Сергей Пахомов, председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ.
Законопроект № 652508-8
Как следует из пояснительной записки, разработка законопроекта № 652508-8 обусловлена необходимостью решения ряда актуальных проблем, существующих на сегодняшний день в сфере водоснабжения и водоотведения, а также устранения имеющихся неточностей и внутренних противоречий в самом Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении».
Законопроект нацелен на регулирование процессов, связанных с использованием системы, где объекты абонентов не подключены к централизованной системе водоотведения.
Указанным законопроектом вводится понятие «нецентрализованная система водоотведения», под которой будут считаться сооружения и устройства (включая выгребные ямы и септики), не подключенные к централизованной системе водоотведения для приема и накопления сточных вод.
Нецентрализованная система водоотведения служит альтернативой для тех объектов, которые не могут подключиться к централизованной системе по ряду причин. В качестве таких объектов можно рассматривать удалённые населённые пункты, загородные дома или предприятия на окраинах. При этом, несмотря на некие преимущества нецентрализованной системы водоотведения, она также имеет свои недостатки и риски. Неправильное обслуживание и использование таких систем может привести к загрязнению окружающей среды и угрозе здоровью людей. В связи с чем законопроект предусматривает меры по контролю и надзору за нецентрализованными системами водоотведения, а также ответственность за нарушение требований и негативное воздействие на окружающую среду.
Помимо прочего законопроектом предусмотрена замена понятия «жидкие бытовые отходы» на понятие «сточные воды, отводимые с использованием нецентрализованной системы водоотведения». Вводится определение понятия «осадок сточных вод и осадок водоподготовки», теперь – это вещества, выделяемые из сточных вод в процессе их очистки или транспортировки либо из воды в результате ее обработки в процессе водоподготовки.
Кроме того, законопроектом предлагается включить в состав процесса водоотведения сброс сточных вод и очистку сточных вод с использованием объектов централизованной системы водоотведения. Определяется порядок заключения договоров водоотведения с использованием нецентрализованной системы водоотведения.
Предполагается, что утверждать правила эксплуатации систем холодного водоснабжения и водоотведения будет Минстрой России, а типовой договор водоотведения с использованием нецентрализованной системы водоотведения – Правительство Российской Федерации.
Законопроект № 654233-8
Проект федерального закона разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации по снижению доли коммунальной инфраструктуры с высокой степенью износа, а также в целях урегулирования вопроса по снижению износа коммунальной инфраструктуры и уточнения понятийного аппарата в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как указано в пояснительной записке к данному законопроекту, одной из причин ветшания коммунальной инфраструктуры можно назвать отсутствие в законодательстве обязанности РСО по включению в производственные и инвестиционные программы мероприятий по текущему и капитальному ремонтам коммунальной инфраструктуры соответственно. Между тем, своевременное проведение указанных мероприятий позволит предотвратить наступление аварийных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан, а также оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом чего субъекты законодательной инициативы предлагают обязать организации водоснабжения и водоотведения разрабатывать соответствующие программы для обновления изношенной коммунальной инфраструктуры.
Инвестиционная программа будет включать в себя мероприятия по капитальному ремонту централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а производственная – мероприятия по текущему ремонту централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
При этом предусматривается, что тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются с учетом мероприятий, содержащихся в производственной и инвестиционной программах, на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем 5 лет или при установлении впервые указанных тарифов не менее чем 3 года либо на срок до окончания действия договора аренды, концессионного соглашения или соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, если такой срок составляет менее чем 5 лет).
Предполагается, что Правительством РФ будет установлен перечень информации о системах горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, об отдельных объектах таких систем, порядок ее сбора, накопления, обработки и хранения в целях ведения государственного учета.
Законопроект уточняет понятийный аппарат:
– текущего ремонта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;
– капитального ремонта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;
– государственного учета систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Вице-президент Ассоциации управляющих организаций «Новое качество» Олег Малахов, комментируя «Известиям» проектируемые нововведения (№ 654233-8), указал, что появление контроля за выполнением инвестиционных программ, которое подразумевается законопроектом, очень важно, ведь они формируют целостную систему жизнеобеспечения населения и являются субъектами естественных монополий. По его словам, в этих условиях граждане не имеют выбора в определении поставщика коммунальных услуг, поэтому назначенная РСО имеет повышенные обязательства перед потребителями по оказанию этих услуг, обеспечив их бесперебойность, а самое главное, безопасность. Если же просто использовать инфраструктуру и не вкладывать в нее средства, то от аварий и ЧП никто не может быть застрахован, считает эксперт.