Жители многоквартирного дома обратились в суд с требованиями о взыскании с управляющей организации денежных средств, уплаченных за содержание жилого помещения, компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей». Исковые требования были обоснованы тем, что управляющая организация ненадлежащим образом исполняла обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным судом, исковые требования жителей были удовлетворены. Однако суд кассационной инстанции отменил решения судов первой и апелляционной инстанций в части взыскания штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей». Свое решение суд обосновал тем, что указанный штраф взыскивается только за отказ добровольно удовлетворить требование потребителя, а истцы не обращались в управляющую организацию с заявлением или претензией о возврате денежных средств.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июня 2021 г. № 56-КГ21-7-К9 решение суда кассационной инстанции было отменено в части отказа во взыскании штрафа.
При этом Верховный Суд РФ указал на то, что нормами действующего законодательства не закреплено обязательное досудебное обращение жителя в адрес управляющей организации для взыскания судом штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей».
Кроме того, истцы неоднократно обращались к ответчику с требованием о проведении ремонтных работ, перерасчете платы, и за ними судом было признано право на такой перерасчет.
Таким образом, с учетом вышеуказанной позиции Верховного Суда РФ при удовлетворении требований жителя о возврате денежных средств за ненадлежащее оказание услуг суд в любом случае обязан взыскать с управляющей организации штраф в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей».