Ресурсоснабжающая организация (далее – РСО) взыскала в арбитражном суде с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Новочеркасска (далее – Комитет) задолженность за тепловую энергию, поставленную в помещения муниципалитета.
В дальнейшем РСО уступила задолженность, взысканную с Комитета решением арбитражного суда, физическому лицу, который обратился в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным судом, заявление о процессуальном правопреемстве было удовлетворено и произведена замена РСО, как взыскателя, на физическое лицо.
Суд кассационной инстанции отменил решение нижестоящих судов и отказал в процессуальном правопреемстве со ссылкой на ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, устанавливающую запрет на уступку права требования задолженности по жилищно-коммунальным услугам.
Определением от 15 марта 2022 г. № 308-ЭС21-22821 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отменила решение суда кассационной инстанции и оставила в силе решения судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.
Верховный Суд РФ указал, что запрет, содержащийся в ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, установлен Федеральным законом от 26.07.2019 № 214-ФЗ «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Федеральный закон от 26.07.2019 № 214-ФЗ).
В ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ указано, что организациям, управляющим многоквартирным домом или осуществляющим поставку коммунальных ресурсов, запрещается передавать задолженность по жилищно-коммунальным услугам любым третьим лицам, за исключением вновь выбранных управляющих организаций или ресурсоснабжающих организаций. При этом ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ не ограничивает указанный запрет какой-либо группой плательщиков, в том числе гражданами.
Вместе с тем из пояснительной записки к проекту Федерального закона от 26.07.2019 № 214-ФЗ следует, что целью указанного запрета является «гарантия защиты прав граждан от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам путем передачи таких полномочий коллекторам, а также иным непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг».
С учетом изложенного Верховным Судом РФ сделан вывод о том, что ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ подлежит ограничительному толкованию и относится «исключительно к просроченной задолженности физических лиц».