• Главная
  • Об Ассоциации
  • Мероприятия
  • Документы
  • База знаний
  • +7 (499) 700-98-19
  • info@neo-q.ru
  • г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 74б, этаж 15, пом. 153
Спрятать меню Показать меню

Владимир Якушев и Сергей Пахомов внесли законопроект, устанавливающий приоритет фактического порядка определения стоимости КР на СОИ

01.07.2025

  • Законопроект

1 июля 2025 г. в Государственную Думу внесен законопроект № 956556-8 «О внесении изменений в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации».

Одним из авторов законопроекта выступил Сергей Пахомов, председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ. Инициатором законопроекта выступала Ассоциация «Новое качество».

Законопроект направлен на защиту прав граждан - собственников помещений в МКД при реализации порядка взимания платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества дома.

Действующим законодательством предусматривается, что собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества дома, а доля обязательных расходов определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме. При этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (КР на СОИ) соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

Исходя из положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ и Правил № 491, сейчас существует несколько способов, как эти расходы можно распределять между собственниками. В частности, если в МКД установлен общий счетчик, то плата рассчитывается на основе тарифа и объема потребленных коммунальных ресурсов. Если счетчика нет или он не работает, то жильцы платят по нормативу без перерасчёта. В случае, если счетчики есть, но жильцы не приняли решение о порядке оплаты, сначала платят по нормативу, а затем, через год, происходит перерасчет.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в правоприменительной практике приоритетным способом определения размера платы за КР на СОИ является именно нормативный, при котором норматив потребления соответствующей коммунальной услуги умножается на показатели доли площади в составе общего имущества, с последующим проведением перерасчета размера расходов на КР на СОИ до фактических значений, по итогам соответствующего календарного года. Данный порядок позволяет начислять плату за коммунальные ресурсы на ОДН равномерно в течение года, с последующей корректировкой до факта ее потребления по истечении соответствующего периода (календарного года). Вместе с тем, подобный подход влечет за собой появление дисбаланса в финансовых взаимоотношениях «конечный потребитель - управляющая организация - ресурсоснабжающая организация».

В этом случае ресурсоснабжающая организация взимает с исполнителя коммунальной услуги стоимость всего объема коммунального ресурса, потребленного собственниками помещений в МКД за расчетный период, при этом управляющая организация не вправе взимать с собственников стоимость КР на СОИ в течение года выше нормативной. В результате управляющая организация по итогам соответствующего расчетного периода имеет кассовый разрыв, который погашается исключительно за счет средств, собираемых на содержание и текущий ремонт общего имущества, что влечет за собой недофинансирование плановых работ, а также нарушение прав граждан на безопасные и благоприятные условия проживания.

В связи с этим законопроект предлагает изменить положения части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, установив приоритет фактического порядка определения стоимости КР на СОИ. Иными словами, стоимость коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества, вне зависимости от наличия волеизъявления собственников помещений в МКД, при наличии ОДПУ должна определяться исключительно на основании показаний ОДПУ по итогам расчетного периода.

Предполагается, что такой подход сделает расчеты более справедливыми и прозрачными, избегая финансовых разрывов у управляющих компаний, которые возникают, когда они вынуждены платить ресурсоснабжающим организациям по фактическим показаниям, а с жильцов собирать по нормативу. Кроме того, изменения помогут избежать недофинансирования работ по содержанию и ремонту дома и обеспечат жильцам более безопасные и комфортные условия проживания.

Законопроект также предусматривает переходный период для адаптации к новым правилам и уточняет порядок перерасчета платы. А именно, статьей 2 законопроекта предусматривается, что перерасчет размера платы коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в 2025 году, размер которого определяется как стоимость разности объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, фактически потребленного в 2025 году, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, предъявленного к оплате собственникам помещений в многоквартирном доме по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется равными платежами в течение 2026 и 2027 годов.



Поделитесь с коллегами и друзьями

Возврат к списку

  • Главная
  • Об Ассоциации
  • Мероприятия
  • Документы
  • База знаний

Ассоциация управляющих организаций
"Новое Качество" © 2019 - 2025

  • info@neo-q.ru
  • Пользовательское соглашение
Разработка сайта: Софт-Навигатор
Закрыть окно

Заказать обратный звонок

Закрыть окно

Ваш регион: Ивановская область

Закрыть окно

Авторизация

Не можете войти?
Закрыть окно

Подпишитесь на нашу рассылку

Получайте полезную информацию о новостях и мероприятиях на свою почту

Нет, спасибо