26–27 ноября 2024 года в Москве на площадке Novotel Moscow Kievskaya состоялся Всероссийский форум «Сервис в девелопменте» – уникальное B2B-мероприятие, направленное на выработку оптимальных подходов формирования востребованного и качественного продукта для клиентов. В ходе форума участники девелоперского процесса обсудили лучшие кейсы компаний и обменялись опытом в создании благоприятной для жизни городской среды.
В первый день форума, 26 ноября, при поддержке Ассоциации управляющих организаций «Новое качество» состоялась стратегическая сессия, в которой приняли участие спикеры:
-
Дмитрий Нифонтов, заместитель директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России;
-
Ольга Сердюк, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет»;
-
Светлана Царькова, помощник депутата Государственной Думы, ответственный секретарь рабочей группы по совершенствованию управления МКД;
а также представители профессионального сообщества в сфере управления многоквартирными домами:
-
Анна Захарова, руководитель проекта «Управление в деталях»;
-
Елена Сумкина, заместитель генерального директора по клиентскому сервису ГК «Смарт Сервис»;
-
Наргис Джураева, финансовый директор УК «Дружба»;
-
Виталий Симак, генеральный директор ГК «Юнисервис»;
-
Вероника Сочилкина, руководитель по развитию сервисного бизнеса Группы «Эталон».
-
Модераторы сессии:
-
Олег Малахов, вице-президент Ассоциации «Новое качество»;
-
Анна Захарова, руководитель проекта «Управление в деталях».
В ходе сессии девелоперы представили ряд предложений, которые были прокомментированы экспертами и представителями власти.
В частности, в рамках обсуждения были подняты вопросы, касающиеся обязательной индексации размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, начисления НДС дополнительно к существующим ставкам данной платы при переходе с УСН. Говорили об изменении срока действия договора управления между УО и застройщиком с трёх месяцев до одного года и отмене обязательного открытого конкурса по выбору УО на тот же срок. Обсудили обязательное участие УО в приёмке вновь построенных МКД и обязательную разработку застройщиком инструкции по эксплуатации объекта и её передачу в УО в составе технической документации. Уделили внимание вопросу дифференциации жилого фонда в контексте выделения новостроек в отдельную группу для особого регулирования их управления и содержания.
Предложения, озвученные участниками дискуссии, приняты для дальнейшей проработки.
Во второй день, 27 ноября, в рамках деловой программы форума состоялась тематическая сессия «Правовые и финансовые аспекты управления жилой недвижимостью».
Спикеры:
-
Сусана Киракосян, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ, к.ю.н.;
-
Олег Малахов, вице-президент Ассоциации «Новое качество»;
-
Глеб Панченко, директор юридического департамента ГК ВЫСОТА-СЕРВИС;
-
Наргис Джураева, член Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1»;
-
Ольга Школьная, финансовый директор компании Мосс Развитие.
Олег Малахов, вице-президент Ассоциации «Новое качество» на тематической сессии выступил с докладом на тему «Комплексное совершенствование правового регулирования деятельности управляющих организаций. Трансформация системы допуска на рынок управления жилищным фондом».
В центре внимания — стратегические документы, позиции Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ и Минстроя России по дальнейшему развитию рынка по управлению МКД, а также возможность перехода на саморегулирование в данной сфере.
Олег Малахов отметил, что существующие вызовы в обозначенной сфере включают дисбаланс прав и обязанностей участников, сложность проведения собраний собственников, недостаточную эффективность управляющих организаций из-за проблем с ценовым регулированием, несовершенство допуска на рынок и перегруженность органов государственного жилищного надзора (ГЖН) непрофильными полномочиями.
Направления предстоящей реформы уже определены в ряде документов стратегического планирования. Среди них:
1. Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.
2. Решения Комиссии Госсовета от 06.12.2023 и от 16.04.2024.
3. Доклад Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ на тему «О регулировании деятельности по управлению жилым фондом и усилению контроля за управляющими организациями посредством ужесточения лицензионных требований к ним либо перехода на обязательное саморегулирование деятельности лиц, осуществляющих управление жилым фондом» от 28.07.2024.
4. Рекомендации Государственной Думы ФС РФ, направленные на решение ключевых проблемных вопросов в сфере ЖКХ от 03.10.2024.
5. Рекомендации «круглого стола» Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ на тему «Проблемы содержания и эксплуатации объектов капитального строительства (многоквартирных домов и зданий общественного назначения) с массовым пребыванием граждан» от 11.11.2024.
6. Постановление Государственной Думы ФС РФ «Об информации Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллина, Министра строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации И.Э.Файзуллина и временно исполняющего обязанности Министра энергетики Российской Федерации Е.П.Грабчака о состоянии коммунальной инфраструктуры и повышении качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг» от 20.11.2024.
Спикер указал, что эти документы определяют, в том числе, создание системы госучета технического состояния МКД, совершенствование допуска на рынок, анализ нормативных правовых актов (регуляторная гильотина), формирование системы требований к управляющим организациям, стандартизацию деятельности, реформу ценообразования и перераспределение полномочий между органами власти.
Особое внимание Олег Малахов уделил позициям ведомств и профессионального сообщества по вопросу внедрения системы обязательного саморегулирования в сферу управления МКД.
Так, позиция Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ и профессионального сообщества заключается в том, что система обязательного саморегулирования может стать более эффективной, чем государственное лицензирование, благодаря гибкости и разнообразию механизмов управления. Переход на саморегулирование позволит сократить бюджетные расходы на мероприятия по обеспечению контроля и надзора в ЖКХ.
Позиция Минстроя России более консервативна. Минстрой считает действующую систему лицензирования наиболее эффективной, предлагая ужесточение лицензионных требований и создание в субъектах РФ гарантирующих управляющих организаций для управления аварийными домами до их расселения.
В продолжение темы Олег Малахов указал на ряд преимуществ саморегулирования, включая создание профессионального центра компетенций, стандартизацию деятельности с учетом региональных особенностей, усиление контроля над участниками рынка и быстрое разрешение конфликтов. Это также усилит роль региональной власти в контроле деятельности управляющих организаций.
Также в ходе тематической сессии участниками были рассмотрены вопросы, касающиеся страхования ответственности и имущества, причинения ущерба имуществу в здании: как действовать для снижения рисков, работы с дебиторской задолженностью – лучшие кейсы, бюджета объекта, УК и НДС, формирования эффективного и экономически обоснованного тарифа.