С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Закон о контроле действует наряду с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), который утратит силу 1 января 2025 году.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона о контроле, которая вступает в силу с 1 января 2023 года, судебное обжалование всех без исключения решений надзорных органов будет возможно только после их досудебного обжалования в вышестоящий орган или должностному лицу. Данная норма не касается граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность.
В соответствии с ч. 13 ст. 39 Закона о контроле в отношении некоторых видов государственного контроля обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года. Перечень указанных видов государственного контроля утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2021 года №663 «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб».
Кроме того, статьей 56 Закона о контроле установлены новые виды контрольных (надзорных) мероприятий, отсутствующих в Законе №294-ФЗ:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.
Также важно отметить, что в статье 57 Закона о контроле закреплены основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, которые отличаются от оснований, ранее установленных Законом №294-ФЗ:
1) наличие у контрольного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) наступление сроков проведения плановых мероприятий;
3) поручение Президента РФ или Правительства РФ о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении выявленного нарушения;
При этом в соответствии со ст.65 Закона о контроле в рамках контрольных мероприятий должностное лицо уполномочено на совершение следующих действий:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза;
10) эксперимент.
Закон о контроле затронул все сферы, в том числе - сферу жилищно-коммунального хозяйства.