По итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации «О развитии инфраструктуры для жизни», состоявшегося 15.04.2025, вышел перечень поручений Президента Российской Федерации.
Перечень подписан 21.05.2025, и в соответствии с ним задачи по рассмотрению важнейших вопросов, предоставления предложений и принятию мер поставлена перед:
– Правительством Российской Федерации;
– Государственной Думой Российской Федерации;
– Банком России;
– профильными комиссиями Государственного Совета Российской Федерации;
– МВД России;
– исполнительными органами субъектов Российской Федерации;
– Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В перечень вошли поручения, касающиеся следующего:
– формирования оптимальных условий налогообложения для юридических лиц, реализующих проекты по строительству жилья;
– финансирования инфраструктурных проектов за счет реинвестирования:
-
средств, выданных в виде займов за счет средств Фонда национального благосостояния на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, объектов дорожного строительства и обновление общественного транспорта;
-
средств, высвобождающихся в результате погашения займов, предоставленных специализированным обществом проектного финансирования с использованием инфраструктурных облигаций и субсидируемых за счет средств федерального бюджета, предусмотрев необходимое финансирование за счет средств федерального бюджета;
– совершенствования механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
– стандартизации работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
– внедрения системы жилищно-накопительных сбережений граждан;
– правового регулирования вопросов, связанных с функционированием малоэтажных жилых комплексов (ИЖС);
– распространения механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений на проекты по строительству жилья и созданию объектов сопутствующей инфраструктуры;
– определение состава элементов улично-дорожной сети, соотношения улично-дорожной сети с автомобильными дорогами, в том числе установление дифференцированных требований к ним;
– снижения рисков банкротства организаций, осуществляющих жилищное строительство;
– исключения возможности взимания кредитными организациями дополнительных комиссий при предоставлении гражданам ипотечных жилищных кредитов (займов) в рамках льготных ипотечных программ с государственным участием;
– утверждения в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» комплекса мер, направленных на развитие индивидуального жилищного строительства, с обращением особого внимания на необходимость обеспечения субъектами Российской Федерации создания соответствующей инфраструктуры;
– создания дополнительных финансовых инструментов в целях привлечения средств граждан для создания инфраструктуры для строительства жилья;
– разработки временной программы субсидирования процентной ставки по кредитам, предоставляемым застройщикам в рамках реализации механизма проектного финансирования жилищного строительства (прежде всего в малых городах) с плановым сроком ввода объектов в эксплуатацию в 2026 году;
– поддержания темпов жилищного строительства, необходимых для достижения показателей национального проекта «Инфраструктура для жизни»;
– предоставления семьям, имеющим детей в возрасте до 14 лет включительно, и семьям участников специальной военной операции ипотечного жилищного кредита (займа) в рамках льготной ипотечной программы для семей, имеющих детей;
– разработки документа стратегического планирования (мастер-плана), определяющего приоритеты социально-экономического и пространственного развития одного или нескольких муниципальных образований, предусмотрев при этом с учетом ранее данных поручений оптимизацию требований к составу и содержанию генеральных планов, порядку их утверждения;
– продления на пять лет срока действия переходных положений о порядке установления зон с особыми условиями использования территорий, рассмотрев вопрос о целесообразности изменения подходов к их установлению;
– предоставления исполнительным органам субъектов Российской Федерации права переносить сроки строительства объектов социальной инфраструктуры при реализации проектов по строительству жилья;
– установления на срок до пяти лет моратория на изменение требований к строительству объектов социальной инфраструктуры в целях недопущения увеличения стоимости их строительства;
– дифференцированного увеличения (исходя из количества членов семьи) лимитов ипотечного жилищного кредита (займа), предоставляемого в рамках льготной ипотечной программы для семей, имеющих детей;
– пересмотра нормативов градостроительного проектирования в части, касающейся доступности объектов социальной инфраструктуры, исходя из количества граждан, пользующихся такими объектами, уровня мобильности граждан, уровня обеспеченности услугами специализированного и общественного транспорта, демографического прогноза, предусмотрев возможность наделения субъектов Российской Федерации правом устанавливать особенности пешеходной и транспортной доступности таких объектов;
– введения инвестиционной надбавки в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, определив ее размер, особенности ее регулирования и контроля за ее расходованием, а также повышения адресности мер поддержки граждан в сфере оплаты коммунальных услуг;
– освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказываемых юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии и применяющими упрощенную систему налогообложения;
– формирования дифференцированного подхода к установлению и применению санитарно-эпидемиологических требований в отношении строительства и реконструкции зданий образовательных организаций в условиях стесненной городской застройки, в том числе в целях обеспечения возможности реконструкции зданий таких организаций без увеличения площади земельных участков;
– разработки плана мероприятий по развитию рынка арендного жилья;
– предоставления субъектам Российской Федерации права взимать плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
– возможности направления страховыми организациями части прибыли, дополнительно полученной при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в результате совершенствования администрирования правонарушений, предусмотренных статьей 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (по итогам года, следующего за годом, в котором были приняты данные меры), на обновление парка общественного транспорта в субъектах Российской Федерации, обратив особое внимание на то, что отчисление такой прибыли не должно привести к повышению тарифов на указанный вид страхования;
– совершенствования администрирования правонарушений, предусмотренных статьей 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечив применение работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото и киносъемки, видеозаписи;
– совершенствования механизма конкурентного отбора проектов модернизации объектов генерации электрической и тепловой энергии в части, касающейся увеличения объема оборудования, предназначенного для реализации наиболее востребованных проектов модернизации электростанций, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в целях обеспечения надежного энергоснабжения потребителей энергодефицитных районов субъектов Российской Федерации;
– внесения в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих стимулирование компаний с государственным участием, осуществляющих регулируемые виды деятельности и имеющих высокую долю производственного оборудования, выработавшего свой технологический ресурс, к направлению полученной прибыли на обновление такого производственного оборудования, в том числе за счет средств, полученных от введения ограничений на выплату дивидендов акционерам указанных компаний;
– внесения в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих включение в состав регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения амортизационных отчислений в объеме, необходимом для восстановления основных фондов в соответствии с утвержденными инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций;
–сокращения нормативных сроков выполнения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также об установлении поэтапного авансирования работ, при котором дальнейшее финансирование осуществляется только при подтверждении ресурсоснабжающей (сетевой) организацией фактического выполнения работ в объеме ранее произведенного авансового платежа;
– дополнительных мер по недопущению установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами требований к застройщикам, не установленных федеральным законодательством, реестром документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренным — законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
– эксперимента по внедрению на региональном портале государственных и муниципальных услуг электронного сервиса (услуги) по взаимодействию лиц, осуществляющих строительство объектов инженерной инфраструктуры, с балансодержателями линейных объектов федерального значения при согласовании проектной и рабочей документации и выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения;
– организации работы по сокращению сроков инвестиционно-строительного цикла при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства;
– обеспечения утверждения и реализации плана действий по наращиванию градостроительного потенциала территорий и увеличению объема жилищного строительства, включая индивидуальное жилищное строительство;
– обеспечения объектами коммунальной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение) земельных участков, на которых планируется осуществлять индивидуальное жилищное строительство;
– учета при формировании программ дорожной деятельности приоритетного развития улично-дорожной сети и автомобильных дорог для обеспечения транспортной доступности объектов, предусмотренных проектами по строительству жилья;
– дополнительных мер по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог местного значения и улично-дорожной сети в опорных населенных пунктах;
– формирования (по согласованию с Правительством Российской Федерации) программы обновления общественного транспорта (автобусов), предусматривающей достижение показателя, характеризующего долю парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, в агломерациях и городах;
– дополнительных мер по повышению собираемости платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
– внесения необходимых изменений в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в целях исключения требований к застройщикам, не установленных федеральным законодательством, реестром документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренным законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также оказания методической помощи органам местного самоуправления при подготовке соответствующих изменений в муниципальные правовые акты в указанных целях.
Срок исполнения поручений с 15 июня 2025 года до 1 ноября 2025 года.